Восприятие речи на слух – один из основных и самых сложных навыков, которые необходимо развить у изучающих английский язык.
Что мешает понимать речь на слух? Причин, на самом деле, всего четыре.
Нехватка словарного запаса – первая причина, с которой чаще всего сталкиваются на ранних этапах изучения английского. Банально, но факт – чтобы научиться понимать слова на слух, их надо сперва выучить!
Чем больше слов на иностранном языке мы знаем, тем легче их расслышать в речи и понять. К тому же, обширный словарный запас помогает догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
Разговаривая, люди стремятся к речевой экономии. Это значит, мы не тратим энергию на то, чтобы выговорить каждый звук, произнести слово так, как оно записано (и озвучено!) в словаре. При связной речи звуки могут сокращаться, выпадать, сливаться, подстраиваться под соседние и т.д. В общем, каша сплошная, а не речь!
Такое явление характерно не только для английского языка. Представляете, сколько усилий надо приложить иностранцу, чтобы в «даятегрющавсебуитзесь» распознать «Да я тебе говорю, сейчас все будет здесь!»? И как хорошо надо владеть русским, чтобы в слове «ща» узнать шестибуквенное «сейчас».
Точно с таким же явлением мы сталкиваемся, слушая речь на английском.
Многие, приехав в Великобританию, удивляются, а тот ли английский они учили на родине? Все дело в многообразии местных акцентов – способов произношения слов среди людей, проживающих в определенной местности. Сюда же добавляются местечковые говоры, которые разнообразят и без того сложную для понимания речь региональной лексикой и грамматикой.
В России, к примеру, тоже далеко не каждый человек с ходу ответит, что значат слова «бадлон», «мультифора» и «тремпель»*. А ведь предметами, которые за ними скрываются, все мы пользуемся достаточно часто.
В Великобритании сосредоточено такое многообразие акцентов, что можно с уверенностью сказать, что ни город – то новый акцент.
Люди на своем родном языке говорят с разной скоростью. И если другой человек говорит быстрее или медленнее, чем мы привыкли, нам сложно его понять. Медленная речь будет раздражать. А вот очень быстрая, скорее, собьет с толку. Слышать-то мы будем. А вот понимать – нет.
Когда люди говорят с высокой скоростью на иностранном языке, не носителям понимать в разы сложнее. Чем ниже ваш уровень английского, тем больше расфокусированным будет восприятие. Мозгу придется пытаться вылавливать знакомые слова из речи, периодически зависать на грамматических конструкциях, что в итоге, может привести к ступору.
Начнем со словарного запаса.
Помимо стандартного словарика, расчерченного на три столбика – слово, транскрипция, перевод – подойдут любые упражнения в игровом формате.
Цель: повторить и закрепить слова
Количество участников: по 2 в команде
Количество карточек: 9 для одной команды
С помощью этого упражнения хорошо повторять слова, относящиеся к одной части речи и теме – названия животных, фруктов и овощей, предметов обихода и т.д.
Понадобится девять карточек. Почему именно такое количество? В этом упражнении мы, прежде всего, будем работать с кратковременной памятью учащихся. Согласно «закону Миллера», кратковременная человеческая память не может запомнить и воспроизвести одновременно больше, чем «7 плюс/минус 2» элементов. То есть, девять – это предельное количество.
Кстати, если вы работаете с малышами или с учащимися начального уровня, количество карточек можно сократить до пяти, а потом постепенно повышать уровень сложности, переходя к семи карточкам и далее к девяти.
Как играть?
На одной стороне карточки пишем или печатаем слово. Для наглядности и активизации работы мозга можно сопроводить слова соответствующими иллюстрациями. Важно, чтобы карточки не просвечивались, и «рубашка» у них была одинаковой.
Если вы работаете в группе, разбейте учащихся по парам. Для каждой пары можно использовать свой вариант карточек, а затем, во втором раунде игры, поменять варианты.
Если у вас индивидуальное занятие, вам придется взять на себя роль не только ведущего, но и игрока.
Далее, выкладываем все девять карточек вверх словами и даем учащимся возможность в течение 2-3 минут запомнить, как можно больше слов. Просим игроков отвернуться, переворачиваем карточки вверх «рубашкой».
Даем команду игрокам повернуться. А затем просим их по очереди назвать все слова, которые были на карточках. Выигрывает тот, кто назвал больше слов и не повторился за вторым игроком.
Для того, чтобы отработать слова не только устно, можно просить игроков написать по памяти столько слов, сколько они запомнили. Выигрывает тот, кто написал больше слов и допустил меньше ошибок.
Хотите скачать карточки для этого упражнения? Подпишитесь на нашу рассылку!
Цель: повторить и отработать словосочетания и целые фразы
Количество участников: 2
Количество фраз: 5 фраз для каждого игрока (можно и больше, в зависимости от длительности игры, возраста и уровня учащихся).
Количество карточек с фразами: 10 (по 5 для каждого участника)
На карточках пишем фразы, в которых вместо последнего слова ставим прочерк. Карточки перемешиваем и раздаем участникам по 5 штук.
Как играть?
Первый участник озвучивает фразу. Задача второго – назвать недостающее слово.
К примеру, первый игрок говорит: ’How old are_____?’
А второй должен продолжить и сказать: ‘….. you?’
Если второй игрок затрудняется и не может продолжить фразу, ход переходит к первому игроку. Если он называет недостающее слово верно, получает балл.
Выигрывает тот, кто набрал больше баллов в ходе «Дуэли».
Цель: научиться распознавать в потоке речи отдельные слова
Количество игроков: не ограничено
Раздаточный материал: тексты песен с пропущенными словами
Распечатайте по количеству участников раздаточный материал. Раздайте обратной стороной вверх и запретите игрокам переворачивать листки до команды.
Как играть?
Включите песню и дайте прослушать ее (или отрывок из песни) участникам. После этого дайте команду перевернуть листки и взять ручки. Включите песню (отрывок из песни) во второй раз.
Участники слушают песню, следят по тексту глазами и должны расслышать и успеть записать пропущенные слова.
Побеждает тот, кто успел заполнить наибольшее количество пропусков и правильно записал слова.
К примеру, с подростками и взрослыми на начальных стадиях изучения английского можно использовать песню Everything at Once (Lenka). Это отличный трек для того, чтобы вспомнить названия животных и прилагательные:
Эти и аналогичные им упражнения можно использовать на уроках английского языка, в разговорных клубах и летних лагерях. Конечно же, выбранные темы и подготовленный раздаточный материал должны соответствовать возрасту и уровню учащихся.
Подпишитесь на нашу рассылку и скачайте раздаточный материал для этого упражнения!
И еще одно полезное упражнение в качестве бонуса:)
Цель: развитие навыка восприятия речи на слух и навыка говорения
Понадобится: аудио (или видео) запись, а также расшифровка к ней.
Вот в этом видео мы рассказываем о ресурсе, который можно использовать для shadowing:
Это упражнение поможет прокачать сразу несколько аспектов – научиться слушать и слышать связную речь, а также поспевать за скоростью речи говорящего. А если задаться целью и перевести все незнакомые слова, встречающиеся в упражнении, то и существенно пополнить словарный запас.
Суть упражнения проста:
- сперва нужно прослушать запись 1-2 раза
- далее прочесть расшифровку к ней
- выписать и перевести все незнакомые слова. Тут важно помнить, что человеческий мозг не может выучить то, что он не понимает!
- затем снова включить запись и по расшифровке прочесть весь текст вместе с диктором.
Для этого упражнения не стоит брать очень сложные и длинные речи. Для начала достаточно потренироваться на отдельных предложениях и фразах. Такое упражнение больше подходит для индивидуальной отработки и для мини-групп.
Хотите узнать больше об этом упражнении? Прочтите статью «Как прокачать английский»!
При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!