Стоит сразу предупредить, что это мое субъективное мнение. Продиктовано оно больше маркетинговым опытом, нежели лингвистикой.
В самой коммуникативной методике нет ничего плохого. Если рассматривать ее только как методику обучения языку. Стремление использовать язык в ситуациях, приближенных к реальным, развитие языковых навыков в процессе общения не несет в себе угрозы.
Гранатой замедленного действия коммуникативный подход становится тогда, когда из методики превращается в хорошо выверенный маркетинговый ход, эксплуатирующий базовые поведенческие реакции потребителя.
Редко встретишь сайт курсов или школы иностранных языков, который не пропагандирует занятия по коммуникативной методике. И достаточно часто слышишь от преподавателей, что им во время обучения в лингвистических вузах такую методику не преподавали. Так откуда же в нашей стране возник и продолжает держаться такой повышенный интерес к чудо-методике под названием коммуникативная?
Это маркетинг. Иными словами, явная эксплуатация возможности повлиять на восприятие потенциального потребителя услуги. Надеюсь, ни у кого не вызывает сомнения, что курсы иностранных языков (как, впрочем, и репетиторы) продают услугу?
Каковы характеристики услуги? Она неосязаема. Ее нельзя потрогать, пощупать, рассмотреть на свету и оценить качество. От нее нельзя вот так взять и откусить кусочек, чтобы попробовать на вкус. По этой причине она вызывает смутное беспокойство в душе наклевывающегося покупателя, заставляя его искать «костыли», на которые можно опереться в момент принятия ответственного решения – «to be or not to be» (с). В ход идут отзывы малознакомых людей в интернете, мнение соседки Маши, рассказы коллеги и тому подобное. Никому не хочется нарваться на «кота в мешке».
Источник иллюстрации: pixabay.com
Как же продать услугу? Задействовать эмоциональные и рациональные механизмы принятия решений. Как бы хорошо ваши потенциальные клиенты не были осведомлены, что иностранный язык необходим современному человеку, они не готовы покупать курс сразу. Нужно, чтобы предложение вызывало положительные эмоции.
Традиционно изучение языков ассоциировалось с зубрежкой, нудными упражнениями и муками адскими. Это – тяжело, это – лень. Какие тут положительные эмоции? На «помощь» пришла коммуникативная методика. А если точнее – пиар этой методики как «волшебной таблетки» для желающих говорить на иностранном. Заметьте, говорить, но не владеть.
Язык – это общение. Так давайте общаться! А не учить грамматику и зубрить, что там полагается зубрить. Общение – это весело, интересно. Вот она – зацепка за эмоции. А общение мнимой продуктивности таких занятий? А слушатели потом удивляются, что говорить, вроде бы, могут, а вот языком, по факту владеют не сильно. Ибо в речи масса ошибок, да и речь все больше напоминает pidgin English (если это были курсы английского). Чуда не произошло.
Прежде чем записаться на курсы, конечно же, человек включает рациональный подход и идет изучать предложение других школ. И что находит? Коммуникативную методику. Что лишний раз его убеждает, что это – самая прогрессивная методика обучения иностранным языкам, раз все по ней учат.
Чувствуете, как рынок занимается очковтирательством и сам себя надувает? Никто не предупредил несчастного, что и коммуникативная методика предполагает серьезную работу, что нужно учить слова, разбираться с грамматикой, делать упражнения. И только потом - тренировать это в ситуациях, приближенных к реальным. А еще лучше – в языковой среде, которой у нас днем с огнем, как говорится.
Источник иллюстрации: pixabay.com
Разочарование наступает очень быстро. Обманутые ожидания никого никогда не воодушевляют. В интернете появляются негативные отзывы «пострадавших». Причем, обратите внимание – ругают школу, преподавателей. Но не методику. В нашей стране далеко не каждый специалист разбирается в этой методике, а от слушателя подобно вообще ожидать не приходится. Да и была ли использована столь популярная методика на занятиях? Кто знает…
Быстро, весело и не больно язык не учится. Это процесс, требующий напряжения, волевых усилий, концентрации на желаемом результате и даже жертв (временных, финансовых и т.д.). Поэтому не стоит подсовывать потенциальным клиентам неоправданные надежды под видом коммуникативной методики.
Автор:
Антонина Коробейникова-Аркель, редактор Lingvovisor.ru, лингвист, маркетолог. Свободно владеет английским, говорит на немецком и турецком языках.
При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!