Изучение иностранных языков – дело нехитрое. Нужны хороши учебные материалы, компетентный преподаватель и правильная методика. Казалось бы, достаточно собрать все три компонента воедино и успех гарантирован. Однако не все так просто.
Если верить EF English Proficiency Index – рейтингу стран и регионов по уровню владения английским языком – Россия все еще продолжает демонстрировать низкие результаты. И это – в 2019 году! Когда 55,4% информации в сети размещается на английском! Когда в вакансиях все чаще упоминается требование к владению иностранным! Когда в бесплатном доступе есть столько обучающих материалов, что, казалось бы, не выучить язык невозможно!
Да, при всей любви к другим иностранным языкам я снова сознательно сфокусировалась именно на английском. С одной стороны, английский в силу собственного международного статуса пользуется повышенным спросом среди изучающих. С другой стороны, с каждым годом становится все более понятно, что без английского не обойтись. Он отвоевал себе прочные позиции не только в деловой среде, но и в общем информационном пространстве.
И именно английский вызывает массу жалоб со стороны изучающих. Последние сетуют на постоянные сложности, трудности с усвоением информации и запоминанием слов. Нередкими гостями в этом списке становятся отсутствие дисциплины и мотивации. Все это явно не способствует прогрессу и уверенному владению языком.
Почему же английский, один из самых простых для изучения языков, «не учится»? Попробуем разобраться.
Школьная программа прочно прививает отношение к английскому, как к одному из предметов. Таких же, как скажем, физика, математика, ну или биология. Еще из школьных лет выносится установка, что если домашняя работа выполнена, то ты – молодец, предмет знаешь.
С английским языком такой фокус не проходит. Особенно, когда школьные годы остаются далеко позади и язык нужно не просто «выучить», а уметь им пользоваться в жизни, то есть, в слабо прогнозируемой среде.
Отсюда вывод: если вы все еще продолжаете учить английский, как точную науку, постарайтесь как можно быстрее избавиться от этой установки.
В чем же разница?
В точных науках важно изучить закономерности, освоить строгие методы проверки гипотез. А потом только вовремя включать логику, чтобы использовать полученные знания для решения возникших задач. Конечно же, это упрощенное понимание. Но нам его пока достаточно.
Любой иностранный язык – это, прежде всего, рефлекс. И одной логикой тут не отделаешься. Наработка рефлекторного поведения требует многократных повторов.
В языке мало просто изучить правило, понять его и сделать несколько упражнений. Надо повторять изучаемый материал до тех пор, пока он не запишется, буквально, на подкорку и не начнет рефлекторно всплывать в голове.
Проверить, сформировался ли у вас «языковой рефлекс», достаточно просто. Попробуйте сказать несколько фраз на английском. Вы все еще подбираете слова в голове и переводите их с русского на английский? Рефлекса, увы, пока нет.
Когда язык усвоен на уровне рефлекса, вы сразу говорите на английском. Не подбираете слова, не переводите с русского, не задумываетесь, какое правило применить в каждом конкретном случае. Вы говорите и фокусируетесь на нити разговора и тех мыслях, которые хотите донести до собеседника.
Как же добиться таких результатов? Достаточно воспринимать английский в качестве спорта и начинать каждый ваш день с языковой утренней гимнастики.
Когда помимо необходимости учить английский в жизни присутствуют: семья и дети, работа и увлечения, любимый кот или пес, наконец, мотивацию и время на занятия найти сложно. Зато легко обрасти прокрастинацией, комплексами неполноценности и угрызениями совести. Оно же надо! А я не учу. Не могу себя заставить. Нет мотивации. Нет дисциплины. И вообще нет способностей к языкам.
Генри Форд утверждал: «Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях». Это не просто удачная цитата. Форд явно знал толк не только в автомобилях, но и в основных принципах работы человеческого мозга.
Особенно, если вы говорите и думаете одно и то же постоянно. Если изо дня в день повторять «я не могу себя заставить», ваш собственный мозг приложит массу усилий, чтобы так оно впредь и было.
Ему не надо, чтобы вы себя заставляли. Задача мозга, в первую очередь, обеспечить ваше выживание на земле, а не ваш уровень образования. А вот, чтобы получить Нобелевскую премию или хотя бы выучить иностранный язык, с мозгом придется серьезно договариваться. И этому, увы, не учат в школе.
Зато преподают тренеры по тайм-менеджменту. Они рекомендуют самые сложные дела делать в первую очередь. Так что, если английский для вас проблема – начинайте с него каждый день.
Конечно, утром и без того дел хватает. Но если с вечера основательно подготовиться – составить карточки с новыми словами и выражениями, найти записи и подкасты для прослушивания – изучать весь этот материал можно по дороге на работу.
Что происходит, когда вы справляетесь со сложной задачей? Как минимум, приходит чувство облегчения и понимание, что «я – молодец!». Вот это чувство и меняет отношение вашего мозга к английскому. Как только он понимает, что английский вызывает в вас не прежнее уныние, а приток позитивных эмоций и приятных ощущений, мозг перестает выставлять препоны на вашем пути и замыливать глаза прокрастинацией.
Конечно же, первое время придется приложить усилия, зато потом будет гораздо проще.
Как бы сильно нам не прививали в детстве скромность, со временем выясняется, что хвалить себя очень даже полезно. Когда вы находитесь в процессе изучения иностранного языка, хвалить себя полезно вдвойне! И вот, почему.
Мы живем во время, перенасыщенное информацией. Каждую секунду наш мозг сталкивается с новыми раздражителями и как-то должен с ними справляться.
В сортировке всех поступающих данных ему помогает ретикулярная активирующая система (РАС; reticular activating system). Это группа клеток в стволе головного мозга, которая помогает мозгу «оценивать» и приоритезировать поступающую информацию.
РАС активизируется нашими мыслями, желаниями и идеями. Как только мы фокусируемся на какой-то мысли, РАС начинает направлять наше внимание на все, что этой мысли соответствует.
Таким образом, если вы регулярно сетуете, что у вас нет времени, мотивации и дисциплины для изучения иностранного языка, у вас их никогда и не будет. Как, впрочем, и знания языка. Ибо РАС обязательно позаботится, чтобы доказать вам, что вы правы. Как тут еще раз не вспомнить слова Генри Форда!
Что происходит, когда вы себя хвалите и поощряете? РАС начинает фильтровать информацию и направлять ваше внимание только на то, что лишний раз вас будет убеждать, что вы действительно молодец!
Так почему бы не представить себе, что вы свободно владеете английским и не начать радоваться этой мысли? Дайте возможность РАС доказать вам, что все именно так и есть!
Воображайте чаще, что вы свободно говорите на английском! Ученые давно утверждают, что наш мозг не видит разницы между реальным и воображаемым и что он умеет «донастраивать» реальность под ту картинку, которую вы визуализируете.
Вообще, если присмотреться, человек устроен до банального просто. Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, ему надо радоваться запланированному результату и делать. Все! Почему еще и делать?
Мы запрограммированы на движение. Большая часть нейронов мозга человека отвечаете именно за управление движениями.
А вот для того, чтобы движения стали действительно эффективными, их надо многократно повторять. Чтобы малыш научился ходить, он должен много ходить. Чтобы научиться управлять автомобилем, мало просто освоить теорию и выучить правила дорожного движения. Надо потратить много часов на практику вождения. Чтобы привести себя в форму и укрепить/накачать мышцы, надо регулярно посещать фитнес-зал и проделывать по несколько раз одни и те же упражнения.
С английским языком все то же самое. Нам надо привести себя в движение, чтобы освоить язык. Для этого стоит как можно больше времени говорить вслух (можно самим с собой, если нет собеседника) и писать от руки.
Чтобы лучше запоминать слова и фразы, можно прибегнуть и к дополнительному движению. Так, хождение по комнате, например, во время заучивания фраз помогает их лучше запомнить. Кстати, ученые (в отличие от учителей в школе) не только не ругают за жвачку, но даже рекомендуют ее жевать, когда мы пишем какие-либо упражнения на иностранном языке от руки. Оказывается, что даже движение челюстью способно активировать мозг и улучшить нашу способность запоминать.
Как видите, в английском языке недостаточно просто разобраться с правилами. Эта «не точная» наука требует многократных подходов и повторений. Что больше напоминает спортивные тренировки, чем урок математики.
Антонина Коробейникова, редактор Lingvovisor.ru, лингвист, преподаватель. Свободно владеет английским, говорит на немецком и турецком языках.
При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!