Чем больше времени уделяется изучению иностранного языка, тем быстрее виден прогресс. Однако темп жизни современного человека не позволяет тратить на язык несколько часов в день. В этом случае на выручку приходит еще одна аксиома – регулярность занятий важнее их длительности.
Рынок обучения иностранным языкам уже на протяжении нескольких лет пестрит предложениями микро-занятий от 15 до 30 минут.
Как проходят занятия? Какие ресурсы используются для микроформата? И есть ли домашка при таких кратких, но регулярных занятиях? На эти и другие вопросы редакции ответили основатели проекта Lingua Fitness Studio Анастасия Никулина и Екатерина Зотова.
Проект Lingua Fitness Studio (linguafitnessstudio.com) существует только онлайн. Мы работаем с возрастной категорией 14+. Микроформат – занятия по 30 минут – предпочитают, как работающие взрослые, так и студенты вузов, и молодые мамы. Найти в своем графике максимум полчаса реально для всех.
Программа работы со студентом всегда индивидуализирована. Она зависит от цели, потребностей и возможностей студента, а также от его способности обучаться.
В немецком языке есть такое слово lerngewohnt, дословно переводится как «имеющий привычку учиться». К сожалению, не все взрослые умеют учиться. Этот фактор мы тоже должны учитывать при построении программы.
Урок в формате микро ни в коем случае не должен быть похожим на шведский стол, где много всего и мало фокуса на главном.
Фокус зависит от цели, которую хочет достичь студент. Если он хочет «заговорить», то само собой разумеющееся, занятие строится на формировании и развитии навыков аудирования и говорения.
Если цель студента – сдать международный экзамен, то на занятии мы будем отрабатывать стратегии выполнения заданий по всем видам речевой деятельности, поскольку они все представлены во всех экзаменах.
Что мы никогда не делаем на занятиях:
- мы никогда не выполняем упражнения на дриллинг (это, например, лексико-грамматические упражнения),
- мы никогда не проверяем домашнее задание на занятии, какой бы длительности оно ни было.
Мы всегда задаем студентам домашнее задание. Оно может иметь целью как подготовку к следующему занятию, так и тренировку изученного на занятии.
В первом случае часто на продвинутом уровне мы обсуждаем какую-то тему, информационную базу для которой студент должен уже иметь в голове. Мы не можем половину занятия потратить на то, что студент будет добывать эту информацию из источников. Он все самостоятельно прорабатывает дома, делает заметки. А занятие выстраивается уже на этой основе. В таком случае студенты отлично понимают ценность и эффективность домашнего задания. И выполняют его без напоминаний.
Во втором случае студент получает от преподавателя несколько ссылок на онлайн-упражнения (или традиционных текстовых упражнений) на тренировку того или иного грамматического явления, а сколько из этого объема выполнит студент – его дело и его ответственность. Если он уже после 2 упражнения чувствует себя уверенно, использует корректно грамматическую структуру, его автоматический контроль показывает ему все зеленым, то пожалуйста, не надо выполнять следующие однотипные 3 упражнения.
Вообще, наш главный дидактический принцип – это принцип сознательности и активности, который известен еще со времен Я.А. Коменского (чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель 17в. – прим. ред.)
Непосредственно для конструирования заданий мы активно используем различные инструменты от Google, также Padlet, Learningsapp. Для коммуникации со студентами по заданиям мы используем мессенджеры. Для проведения онлайн-встречи Skype или Zoom.
Материалы, на которых строится обучение, аутентичны. Мы используем учебные материалы издательств Hueber, Klett, Cornelsen, дополнительные материалы DeutscheWelle. На основе аутентичного содержания мы самостоятельно разрабатываем задания для наших студентов.
При изучении иностранных языков главный совет всегда один – быть включенным в процесс по максимуму. Понятно, что все мы люди, у всех свои проблемы, переживания, заботы и прочее. Приходя на занятие, все это нужно оставить «за порогом» и максимально положительно настроиться на язык.
Когда человек в стрессе, он физически не может не то, чтобы быть продуктивным, а вообще внимать хоть какой-то информации. Он находится в режиме энергосбережения. Поэтому если вы знаете, что у вас через 10 минут занятие, воспользуйтесь любой техникой переключения, чтобы быть в ресурсе. Вспомните, зачем вы вообще изучаете немецкий, как это поможет вам продвинуться в жизни, что это улучшит для вас.
В начале пути все студенты высоко мотивированны. Когда эйфория проходит, и занятие становится привычном делом, студентам «становится тяжело». В такой момент неплохо себе напомнить ту высокую цель, ради которой вы сейчас стараетесь. Это должно вас немного приободрить.
Кроме того, мы рекомендуем за 2-3 минуты до занятия «настроить ухо» на иноязычную речь. Это очень просто: пока включаете компьютер/ готовите себе чай/ идете до школы, включите себе любой подкаст, песню, новости, чтобы с самого начала вы уже были готовы слышать и понимать не родную речь.
В настоящее время у нас большой популярностью пользуется «Курс немецкого в мессенджере», основанный на принципах микрообучения. Этот курс не только индивидуальный по форме, но и индивидуализированный по содержанию, то есть полностью учитывает цель студента, его потребности и возможности. Здесь нет стандартного содержания.
Программа такого курса включает в себя следующее:
*Акцент на определенные виды речевой деятельности может быть смещен в зависимости от основного запроса студента.
Задания - не равно упражнения. Они направлены на развитие коммуникативных навыков, интеракции и инициирование речевого поведения.
Стоимость календарного месяца такого курса: 8.000 р.
Благодарим Анастасию Никулину и Екатерину Зотову за предоставленную информацию!
При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!