Владение иностранным языком дает не только возможность получить интересную работу, повышение в должности и зарплате, свободу общения в зарубежных поездках, но и здоровье. Ученые давно пришли к выводу, что именно изучение языков помогает отодвинуть наступление старческой деменции и болезни Альцгеймера на более поздний срок, а то и вовсе их избежать. Но как быть, если языки не даются или даются тяжело?
Кто-то склонен объяснять эти симптомы банальной ленью и отсутствием волевых усилий. Кто-то считает рассеянностью, в основе которой лежат усталость и постоянный стресс. Однако причина может оказаться гораздо серьезнее. И хотя в нашей медицине синдром дефицита внимания (СДВ) считается детским диагнозом, он может проявляться и во взрослом возрасте.
«Заметить человека с СДВ не составит труда - он рассеян, суетлив, тревожен, сам себе на уме. Делает много дел, везде хочет успеть, со всеми пообщаться, но на выходе имеет ноль. Такие люди тяжело учатся и с трудом коммуницируют в коллективе. Поэтому освоить иностранный язык, как и вообще что-то новое, им довольно сложно, практически невозможно. Чтобы выучить новое, им нужна колоссальная мотивация», - рассказывает Люцина Лукьянова, врач-психотерапевт.
«С возрастом большая часть симптомов проходит и поведение компенсируется», - считает Николай Французов, нейропсихолог, методолог, научный сотрудник сервиса для развития внимания, памяти, мышления «Викиум». – «Это связано с тем, что человек становится субъектом деятельности и за счет этого опосредует свое поведение. То есть, использует инструкции, правила, стратегии, алгоритмы, план действий, все то, что позволяет регулировать свое поведение и повысить контроль. Помимо этого, происходит дозревание мозговых структур, а именно лобных отделов, отвечающих за программирование, регуляцию и контроль за выполнением психической деятельности.
Но стоит отметить, что у взрослых все же остаются трудности, связанные с нарушенным функционированием внимания. Так, проблемы могут возникать в ситуациях, в которых нужно одновременно решать несколько задач, прогнозировать результат и планировать, организовывать свое время и деятельность».
Именно это и требуется при изучении иностранных языков. Важно не просто выучить несколько сотен слов, а каждый раз концентрироваться на решении многоуровневых задач – какой смысл хотим передать, какие слова и выражения для этого больше всего подойдут, какие грамматические конструкции использовать и т.д. И проделывать все это в условиях ограниченного времени. Ведь никто не будет ждать часа полтора пока человек соберется и ответит на прозвучавший на занятии вопрос.
Да и за пределами учебной аудитории нужно уметь организовывать свое пространство и время, чтобы иметь возможность заниматься регулярно и продуктивно. Иначе язык не выучить. Соответственно, действовать нужно сразу в двух направлениях: избавляться от СДВ и учить язык.
Люцина Лукьянова подчеркивает, что людям с СДВ нужна колоссальная мотивация для того, чтобы выучить что-то новое, им на порядок сложнее учиться, чем всем остальным: «Вообще, такие люди устают сами от себя и с ними очень тяжело работать, учить - тем более. Им можно порекомендовать обратиться к психотерапевту, чтобы поменять свои поведенческие реакции. Наличие или отсутствие медикаментозного лечения будет зависеть от конкретного пациента».
И здесь, как никогда становиться важным поиск «своего» преподавателя. Того, кто будет не просто рассказывать о правилах грамматики и предлагать упражнения для закрепления материала, а создавать яркую, интересную и увлекательную атмосферу на каждом занятии. «Новое, яркое, необычное и вызывающее эмоциональный отклик позволяет людям с СДВ на длительное время сосредоточить внимание» - отмечает Николай Французов.
«СДВ у взрослых успешно лечится арт-терапией и вообще, искусством. Одной из причин возникновения СДВ я считаю захламленность внутреннего пространства или попросту накопившиеся и неотреагированные эмоциональные травмы. Арт-терапия помогает расслабиться и отвлечься, стать собой. Когда человек встречается с собой, то он может "разжать" спрессованные десятилетиями внутренние пружины. Человек может отреагировать свою напряженность, гнев в процессе рисования, танца, во время лепки из глины. Отчего часто на таких сеансах самые успешные и серьезные взрослые плачут или истерически смеются. И это нормально», - рассказывает арт-терапевт, арт-коуч Катерина Куликова.
Выбирая для себя программу изучения иностранного языка, людям с СДВ лучше отойти от стандартных вариантов, фокусирующихся только на языковых аспектах. На рынке существует достаточно большое предложение курсов, которые помогут освоить язык через путешествия, искусство, культуры зарубежных стран и т.д. Главное, выбрать для себя тему в соответствии со своими интересами и увлечениями.
Увлечения могут оказать на нашу жизнь огромное влияние. «Лично мое интересное наблюдение: люди, влюбившиеся или нашедшие партнера, интенсивно и регулярно занимающиеся сексом, моментально излечиваются от СДВ», - делится Катерина Куликова. Кстати, любовь считается одним из самых сильных мотиваторов для изучения иностранных языков. Как правило, люди, нашедшие свою вторую половинку за рубежом, учат иностранный язык в разы быстрее.
При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!