Несмотря на обилие языковых школ, услуги репетиторов продолжают пользоваться спросом. Причем, среди разных возрастных аудиторий. Помимо самой, пожалуй, многочисленной группы детей школьного возраста, репетиторы помогают с освоением языка и детям младшего возраста, и взрослым.
Неудивительно, что ряды самих репетиторов ежегодно пополняются новыми лицами. Для многих эта деятельность кажется достаточно легкой и необременительной. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это тоже работа. В ней есть свои сложности и подводные камни.
Навыки и умения можно условно разделить на две группы. В первую входит все, что имеет отношение к преподаваемому предмету. А во вторую – деловые навыки репетитора.
Репетитор должен:
Конечно же, в первую очередь, репетитор должен владеть тем, что преподает. А именно, иностранным языком. Однако не обольщайтесь, только умения общаться на языке может оказаться мало. Нужно еще уметь доходчиво объяснять языковые тонкости и нюансы языка.
Иными словами, уметь обучать детей и взрослых. Ибо педагогика дает понимание о воспитании и обучении человека, прежде всего, в детско-юношеском возрасте. А вот далее на ее место заступает андрагогика и помогает настроить процесс обучения взрослого.
Не секрет, что нет единой, универсальной методики обучения иностранному языку для всех. Буквально к каждому учащемуся приходится находить свой подход, комбинируя различные аспекты из разных методик. Соответственно, чем шире арсенал самого преподавателя, тем больше шансов на успех у его студента.
Кто бы что ни говорил, а репетиторство – это тоже бизнес. Соответственно, для того, чтобы быть успешным в этой деятельности надо уметь:
Именно в этой части большинство начинающих репетиторов сталкивается со сложностями. Откуда брать клиентов? Как вести с ними разговор? Какую информацию обязательно надо выяснить на первой встрече? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности.
Вопросы поиска и привлечения клиентов мы рассмотрим в одной из следующих статей. А пока сконцентрируемся, прежде всего, на коммуникациях с потенциальным клиентом. Ведь мало просто найти клиента, надо суметь его удержать и довести до нужного результата.
Определить, на какой результат рассчитывает потенциальный студент, поможет предварительное собеседование. На этом этапе многие репетиторы проводят стартовое тестирование для продолжающих изучать язык. Выясняют потребности обратившегося к ним человека. Особенно, если речь идет об обучении за рамками школьной программы – обучение взрослых, подготовка к выезду за рубеж, преподавание специализированного иностранного языка и т.д.
Здесь важно не сбиться и задать вопросы, которые помогут впоследствии грамотно составить программу обучения для каждого конкретного клиента.
У репетиторов со стажем уже, как правило, есть свои наработки. Но что делать начинающим специалистам?
Во-первых, демографические данные и базовые цели применительно к языку. Кто будет обучаться, ребенок или взрослый? Какова основная цель изучения языка: нужно помочь со школьной программой или речь идет о подготовке к собеседованию, к примеру? Как в дальнейшем планируется использовать язык?
Во-вторых, график и общую направленность обучения. Здесь стоит поинтересоваться, как часто студент планирует заниматься, какова будет продолжительность урока. Он предпочитает личный или дистанционный формат? И если репетитор работает со взрослыми, стоит обязательно выяснить, готовы ли они выполнять домашнее задание. Очень часто окажется, что нет. И это надо обязательно учесть при планировании программы обучения.
В-третьих, стоит поинтересоваться предыдущим опытом изучения языка, если он имеется, разумеется. По каким учебникам занимался человек? Какие сложности возникали? С чем эти сложности были связаны?
К примеру, если человек жалуется на плохую память и сложности с запоминанием слов, стоит присмотреться внимательно. С одной стороны, это сигнал, что потребуется научить студента учиться, то есть объяснять ему впоследствии не только, что надо выучить, но и как это лучше сделать. С другой стороны, плохая память – это симптом достаточно широкого перечня заболеваний. В этом случае изучение иностранного языка лучше начать с обращения к врачу, ибо любая методика может оказаться бессильной перед лицом болезни.
Далее, в чек-лист стоит занести результаты устных и письменных тестирований, если репетитор их проводит для новых студентов. Либо эту же информацию, но со слов обратившегося.
К сожалению, последний вариант бывает не самым точным. А это впоследствии может привести к тому, что несколько занятий уйдет только на оценку уровня и подбор учебно-методического комплекса. Это негативно воспринимается учащимся. Ему может показаться, что репетитор намеренно затягивает процесс обучения, чтобы «вытянуть» из студента побольше денег. Что не способствует улучшению репутации репетитора, разумеется.
В заключительной части чек-листа репетитор пишет краткие выводы и рекомендации по дальнейшему изучению языка на основе полученных данных, а также указывает рекомендованный к изучению учебно-методический комплекс и, при необходимости, дополнительные материалы.
С одной стороны, может показаться, что заполнение чек-листа – это еще одна бюрократическая проволочка. С другой стороны, это отличный инструмент для снятия последующих возражений клиента. Для этого стоит показать заполненный чек-лист потенциальному заказчику, кратко пройтись с ним по всем пунктам и обосновать свой выбор учебников. Как правило, после такой процедуры у студента не возникает вопросов, а почему обучение ведется вот по этим материалам, а не по другим и т.д. С помощью чек-листа все «точки над i» расставляются еще в начале сотрудничества.
Конечно, это если относиться к репетиторству, как бизнесу или работе, а не как к возможности быстро перехватить денег без оглядки на результат своих студентов.
Мы составили максимально подробный чек-лист, чтобы у репетиторов была возможность выбрать нужные для них пункты и не упустить главного.
Вы можете бесплатно скачать чек-лист и использовать его в своей работе. Оставьте заявку, заполнив эту форму, и мы пришлем вам чек-лист на адрес электронной почты: