Электронный журнал об иностранных языках
Подписаться
Главная страница / Карьера и бизнес / ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИНГВИСТОВ. КУДА ПОЙТИ С ДИПЛОМОМ ЛИНГВИСТА, ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ?
24.12.2021
4688

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИНГВИСТОВ. КУДА ПОЙТИ С ДИПЛОМОМ ЛИНГВИСТА, ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ?

Сегодня мы обсудим варианты, кем может работать выпускник с дипломом лингвиста. В этой статье не будет предложений о работе репетитором, переводчиком, преподавателем или журналистом. Вместо этого мы предложим вам три варианта профессий для лингвистов, которые востребованы и актуальны в 21 веке. Какие именно? Читайте дальше в статье.

Простыми словами лингвист - это языковед. Лингвист исследует историю образования и развития языков, их структуру и характерные особенности. Лингвисты изучают самые мелкие детали языка и собирают его воедино, как конструктор Лего, изучая его историю возникновения и углубляясь в изучение многовековых и редких диалектов.

Студенты лингвистических отделений за время учёбы развивают важные интеллектуальные навыки (те самые hard skills) – умение анализировать тексты и критически мыслить, аргументировать и ясно излагать свою точку зрения. Поэтому проблем с поиском работы у лингвистов обычно не возникает, так как сейчас лингвисты нужны в самых разных сферах: СМИ, рекламе и связях с общественностью и даже IT. Зарплата лингвиста зависит от рода его деятельности и квалификации. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное обучение, но не всегда.

Чтобы действительно получить качественные знания и развить необходимые для профессии навыки, нужно изначально грамотно выбрать высшее учебное заведение. Во многих вузах России есть программы обучения на лингвистов, но важно выбрать тот вуз, который предлагает максимально качественный образовательный продукт. А чтобы в этот “вуз мечты” поступить, заранее необходимо спланировать качественную образовательную траекторию.

Мы рекомендуем лингвистам обратить внимание на три актуальные и быстро развивающиеся профессии: технический писатель, smm-менеджер и компьютерный лингвист. А главное - работа в этих областях почти всегда дистанционная. Рассмотрим каждую профессию поподробнее.

Источник иллюстрации: pexels.com

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

Технические писатели – это специалисты, составляющие техническую документацию к программам и поддерживающие её в актуальном состоянии. Основная миссия технического писателя – просто и понятно донести до пользователя информацию об особенностях работы программы, её основных функциях и возможных сложностях. У пользователей программ могут возникнуть трудности с пониманием последовательности действий и возможностью отмены операции. Также возможны сложности настройкой быстрого доступа к нужным функциям и пониманием нужных кнопок.

Технический писатель должен предусмотреть различные обстоятельства, когда пользователь использует программы неправильно: предупредить о возможной поломке, описать её, предложить решение, напомнить правила работы.

Требования при приёме на работу разнятся в зависимости от сферы работы и работодателя. Технические тексты должны быть краткими, понятными и хорошо структурированными, чтобы информация легко и правильно доходила до пользователей. В вакансиях технического писателя в основном требуются:

  1. Глубокое познание языка, на котором будут писаться инструкции
  2. Умение излагать мысли понятно и структурированно
  3. Способность редактировать тексты
  4. Внимательность
  5. Умение доносить информацию в разных форматах: текст, схема, таблица, изображение

Примерное описание процесса работы технического писателя:

  1. Понять главные задачи документации и её целевой аудитории
  2. Разработать содержание технической документации
  3. Разобраться в алгоритмах работы программы
  4. Разработать понятные визуальные дополнения к тексту (схемы, таблицы)
  5. Написать текст документации
  6. Предоставить текст на проверку разработчикам
  7. После правок отправить готовый вариант команде разработчиков

Если у технического писателя возникают вопросы в процессе написания документации, он может задать их инженерам или разработчикам. Так что он не остаётся наедине со своими недопониманиями.

На некоторых проектах техническим писателям требуется знание специфических программ: AutoCAD, SysML, Visio, Jira, IDEF и другие. В основном работа технического писателя происходит в текстовых редакторах и программах, предназначенных для работы с изображениями.

Есть процент работодателей, требующих наличие технического образования у таких специалистов. Ещё одно дополнительное требование, которое не страшно лингвистам – знание иностранного языка. Отвечая на вопрос, как лингвисту стать техническим писателем, скажем: стоит пройти курс, где учат писать технические тексты, так как специальных направлений подготовки в российских вузах пока нет. Поэтому осваивать профессию технического писателя придётся больше самостоятельно: по курсам или статьям в интернете, опираясь на опыт других.

Ещё мы рекомендуем задуматься о получении образования лингвиста тем людям, которым близка или интересна быстроразвивающаяся сфера криптовалюты. Также этот вариант подойдёт тем, у кого не получилось поступить на IT-специальность. Дело в том, что в мире криптовалюты тоже нужны знания лингвистики. Например, технические писатели создают White Paper. White Paper — это документ, рассказывающий о том, как будет работать технология блокчейн-проекта. В этом документе обычно размещается детальное описание основных показателей и характеристик Проекта ICO.

Зарплата начинающего технического писателя варьируется между 40-60 тыс. рублей в месяц. Специалисты с опытом работы 2-3 года получают в среднем 60-80 тыс. руб. в месяц. Знание и умение писать на английском позволяет зарабатывать от 150 тыс. руб. в месяц.

Источник иллюстрации: pexels.com

SMM-МЕНЕДЖЕР

Если раньше об этой профессии было мало что известно, то сейчас даже в вузах создают программы обучения на SMM-менеджеров. В эпоху цифровизации, особенно после пандемии в 2020 году, люди предпочитают онлайн-приобретение товаров и услуг. В связи с этим бизнес больше фокусируется на своём образе в интернете, нежели в офлайн-пространствах. Коммуникация с потребителями в социальных сетях, оформление профиля и рекламные кампании в Instagram стали значимым инструментом для развития и бренда и роста его продаж.

Social Media Marketing (SMM) -- это маркетинг в социальных сетях. SMM-менеджер занимается продвижением бизнеса в интернете. Его клиентами могут быть коммерческие проекты, крупные компании, бренды или блогеры. Работа SMM-менеджера включает в себя множество аспектов: разработка маркетинговой стратегии и позиционирования бренда, tone of voice (тональность сообщений) компании или стратегия коммуникации с потребителями, составление контент-плана, написание текстов для постов и рекламных слоганов. Чтобы стать успешным SMM-менеджером, требуются коммуникативные навыки, грамотность, а также хороший вкус, насмотренность и умение быть многозадачным. Если просмотреть все вакансии для SMM-специалиста, можно выделить основные требования:

  • Глубокое знание инструментов и функционала социальных сетей
  • Знание специфики и алгоритмов продвижения разных площадок
  • Умение писать грамотные и продающие тексты
  • Грамотная устная речь
  • Умение работать в графических редакторах и фотостоках

Также приветствуется опыт настройки контекстной и таргетированной рекламы и работы с сервисами веб-аналитики.

После прохождения обучения SMM-специалисты могут выбрать работу на фрилансе, в рекламных или диджитал-агентствах или крупных компаниях из разных индустрий (одежда, FMCG и др.). Также хорошее знание английского языка открывает множество дверей для SMM-менеджера: это и работа с иностранными заказчиками и возможность узнавать глобальные тренды в числе первых.

Зарплата начинающего SMM-щика начинается с 20 – 30 тысяч рублей в месяц. Всё зависит от опыта работы специалиста, его кейсов, объема задач и компании, в которую он устраивается. Зарплата профессионального SMM-менеджера может доходить до 200 и более тысяч рублей. Новичкам в этой области стоит обратить внимание на новости крупных рекламных компаний и агентств, так как они зачастую набирают людей на бесплатные стажировки, а затем устраивают на постоянную работу.

Источник иллюстрации: pexels.com

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛИНГВИСТ

Компьютерный лингвист занимается разработкой программ для обработки естественного языка. Он разрабатывает инструменты распознавания текста и речи и системы перевода, голосовых ассистентов, персональных помощников. Разработанные компьютерным лингвистом алгоритмы распознавания естественно звучащей речи используются в системах умных домов и современных гаджетах. Например, вспомните голосового помощника Алису от  Яндекс.

С модернизацией интернета, девайсов и инструментов для поиска и обработки информации всё больше и развивается сфера компьютерной лингвистики. Специалисты этой области занимаются созданием:

  • QA-систем;
  • алгоритмов машинного перевода;
  • генераторов текста;
  • электронных словарей и баз данных;
  • систем извлечения и поиска информации, распознавания речи и других продуктов, алгоритмов.

Чтобы стать компьютерным лингвистом, нужно получить высшее образование по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», оно в приоритете. Набор требуемых ЕГЭ зависит от вуза, но главный предмет для указанной специальности - иностранный язык. Где-то требуются ещё экзамены по информатике или обществознанию. После бакалавриата стоит пройти дополнительные курсы, связанные с искусственным интеллектом или другими похожими областями.

Где может работать компьютерный лингвист? Из упоминания Яндекс можно понять, что в таких специалистах заинтересованы крупные компании или IT-агентства, связанные с поисковыми системами или инновационными технологиями. Также компьютерные лингвисты могут найти своё место в науке, СМИ или аналитических агентствах.

Заработная плата, как и везде, зависит от опыта специалиста и его способностей. По данным портала hh.ru размер заработной платы компьютерного лингвиста в Москве варьируется от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей.

Надеемся, нам удалось доказать вам, что в 21 веке с дипломом лингвиста не обязательно быть переводчиком или преподавателем иностранных языков. Сейчас существует много вакансий для лингвистов в сфере информационных технологий или PR.

Автор: Максим Красинский, основатель образовательной платформы Toinbe

Станьте частью сообщества Lingvovisor

Мы здесь говорим о языках. О том, как учить и учиться, как использовать иностранные языки для бизнеса и повышения собственного дохода, как преподавателям и языковым школам находить слушателей, а слушателю - своего преподавателя; о выборе второго, третьего и последующих языков, о тонкостях перевода, о разности менталитетов и культур. Этот перечень бесконечен, равно как и тема нашего проекта.
ОГРНИП: 314503126000020
Lingvovisor © 2014 - 2023 Все права защищены.