Поговорим о взрослых, ибо дети чаще всего лишены возможности лично выбирать себе педагога и находятся в стойкой зависимости от мнения родителей и их бюджета.
Как выбрать репетитора и что он действительно должен делать во время занятия? Давайте поговорим об этом, чтобы в следующий раз не «покупать кота в мешке» и не жаловаться, что «три года учу английский с репетитором и все равно не знаю язык».
Источник иллюстрации: pixabay.com
По отзывам. По тому, что «соседка Маша сказала» и «Вот у Игоря Петровича сын учится».
По цене вопроса. Примечательно, что в вопросе выбора репетитора ни одна стратегия определения качества по цене не может дать гарантии успеха. То есть, «чем дороже, тем лучше», равно как и «за что тут платить - возьмем подешевле» тут не работают.
По месторасположению, если учащийся будет самостоятельно навещать педагога. Все!
Хотя нет, еще выбирают по модным веяниям. Как правило, такой выбор (если только мода и ни что другое не является движителем прогресса) останавливается на носителе языка. И не важно, что у учащегося нулевой уровень, а носитель и не преподаватель вовсе, а бывший прораб на стройке, приехавший в Россию за более высоким окладом.
Далеко не каждый подходит к решению этой задачи структурно и осмысленно. А стоило бы.
Это, в первую очередь, принятие ответственности за результат – знание иностранного языка – на себя! Вы выбираете репетитора не для того, чтобы он вас научил. А чтобы с его помощью научиться! Чувствуете разницу?
Задача педагога – «проложить для вас дорогу» из той точки, в которой вы сейчас находитесь, к желаемому уровню владения языком.
Источник иллюстрации: pixabay.com
Прежде всего с вами должно случиться пробное занятие и обязательное тестирование (устное и письменное) для определения вашего уровня владения языком. It’s a must! Как говорят у нас в России знающие английский язык. Если этого не произошло, бегите! В противоположную от репетитора сторону.
Хороший репетитор не то, что без тестирования, без очного собеседования на старте вас к себе в учащиеся не возьмет. Ибо обучить вас языку – это не просто расставить по местам Present Simple с таким же Continuous и затвердить пару тысяч слов.
Невозможно обучить взрослого человека языку, если прежде не разобраться с его целями и задачами, его мотивацией, с его когнитивными способностями и психологическими сложностями в изучении языка.
Вы удивитесь, но репетитору важно иметь общее представление и о состоянии здоровья учащегося (Только не надо вываливать на педагога все свои диагнозы в подробностях! Будьте милосердны!). Ибо плохая память может быть ничем иным, как симптомом надвигающегося заболевания. И в этом случае уже не до репетитора. Нужно как можно скорее обращаться к врачу.
План. Есть ли у меня план? (с) Предложил ли вам репетитор программу обучения? Это – следующее, что должен сделать педагог. Уведомил ли он вас о количестве часов, которые придется затратить на освоение материала? Причем с разбивкой на работу с преподавателем, выполнение домашних заданий и языковую практику? Разумеется, цифры будут приблизительными. Более точное понимание придет после начала занятий.
Какую такую практику? Применение языка в «полевых условиях» - на работе, в отпуске, в языковых разговорных клубах. Когда ни преподавателя, ни привычных учебника со словарем нет рядом, а вам надо слушать-понимать-говорить-и быть понятым. Без такой «внеклассной работы» сложно будет проверить реальное продвижение к цели. А также выявить места для дополнительной проработки с репетитором.
Что еще должен делать преподаватель? Готовьтесь удивляться. Репетитор на занятии не должен много говорить. И речь здесь не об отвлеченных темах, а в том числе и о тех, которые соответствуют выбранному курсу. Это вы учите язык, это вам надо больше говорить. Иначе репетитор своей «болтовней» просто «съест» ваше время.
Вы взрослый человек и вполне самостоятельно можете прочесть дома правила грамматики. А вот объяснить непонятное из них – это задача репетитора. Время занятий стоит вам денег. И оно должно быть потрачено с максимальной для вас пользой.
Домашняя работа для взрослого человека может звучать, как приговор. Куда еще и ее, если дома жена, дети, кот и мысли о хлебе насущном и завтрашнем плановом совещании на работе? Ну так вы язык решили изучить или что? Язык без интеграции в вашу повседневную жизнь не учится (и не верьте всяким шарлатанам, которые обещают знания за …надцать уроков).
Домашняя работа – это часть интеграции. И от того, насколько успешно вы с ней будете справляться, зависит, сколько времени и денег вам придется затратить на достижение результата. Если в одном месте прибыло, то в другом точно убыло. Знатоки физики слету признают в этом закон сохранения энергии. И да прибудет качество выполнения домашней работы, и да сократится время с материальными затратами на изучение языка. Как-то так.
Источник иллюстрации: pixabay.com
Репетитор на занятии должен направлять и расставлять ориентиры, корректировать ваше продвижение к цели, вдохновлять, если хотите. Но не делать все за вас.
Идеально, если он будет не только работать с вами по выбранному учебно-методическому комплексу, но и давать дополнительные материалы для проработки. Тихо шепотом позволим себе намекнуть, что ни один, даже самый расхваленный учебник не дает достаточного количества упражнений для проработки, повторения и закрепления хотя бы тех же самых слов.
Задача репетитора – постоянно погружать вас в ситуации, которые будут способствовать рециркуляции и повторению лексики, грамматики и т.д. О, как круто высказались! На деле это означает, что чем чаще вы сталкиваетесь с конкретным словом, тем лучше оно запоминается.
Видите, сколько всего вам должен репетитор? При правильно выборе педагога вам всего-то и останется – учить домашку и наслаждаться крепнущим знанием языка.