Электронный журнал об иностранных языках
Подписаться
Главная страница / Карьера и бизнес / ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ БИЗНЕСА
12.08.2019
3208

ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ БИЗНЕСА

Несмотря на развитие и доступность онлайн сервисов типа Google Translate, интерес к изучению иностранных языков не только не уменьшается, но движется в прямо противоположном направлении.

С одной стороны, этому способствует развитие рынка труда. Знание иностранных языков уже сейчас повышает шансы кандидата на трудоустройство и, по прогнозам экспертов, сохранит за собой позиции одного из самых востребованных навыков в будущем.

С другой стороны, намерение Министерства образования ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку с 2022 года, обяжет подрастающие поколения изучить язык хотя бы на уровне, достаточном для сдачи экзамена.

На этом фоне школа иностранных языков представляется многим заманчивым бизнесом. Но так ли все легко? С какими подводными камнями придется столкнуться в процессе? Давайте попробуем разобраться.

Целевая аудитория

Первое, с чего стоит начинать разработку концепции школы, с определения целевой аудитории. Кто ваши ученики? Это дети младшего возраста и школьники? Или вы планируете обучать иностранным языкам взрослых?

Если ваш инвестиционный капитал на открытие школы ограничен, лучше максимально сузить аудиторию, выбрав, к примеру, только одну категорию учащихся. Так вы сможете более эффективно настроить образовательный процесс, запустить рекламу и привлечь потенциальных учеников в школу.

А уже потом можно будет постепенно наращивать мощности, расширять предложение и выходить в новые сегменты целевых аудиторий.

“Я открывала свою первую онлайн школу русского языка как иностранного Russificate в 2012 году. В то время было много иностранцев, которые хотели учить русский язык. Со временем поток резко сократился в связи с конкуренцией со стороны открывшихся школ и частных преподавателей, а также в связи с политико-экономической ситуацией в мире.

Мне кажется, что лучше работать с клиентами со всего мира и с разными языками, тогда возможности значительно расширяются. Именно на это я рассчитывала, открывая свою вторую школу Language Life. В ней можно изучать более 50-и языков с профессиональными педагогами.

И, наконец, неплохо работают школы, рассчитанные на конкретные узкие ниши. Например, наша третья школа Russificate Kids связана с преподаванием русского языка и других предметов двуязычным детям, живущим за границей», - рассказывает Юлия Амлинская, руководитель онлайн-школ Russificate, Language Life и Russificate Kids.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Выбираем формат: онлайн или офлайн

Вам также необходимо ответить на вопрос, будет ли это обычая школа или, все-таки, виртуальная. По прогнозам экспертов, рынок онлайн образования развивается стремительно, а вот офлайн формат удобен уже, увы, не всем. К тому же, среди офлайн школ конкуренция на порядок выше.

Тем не менее, оба типа школ продолжают существовать на рынке и привлекают свою аудиторию.

Для офлайн школы потребуется помещение с возможностью организации учебных классов. Если вы планируете обучать детскую аудиторию, необходимо предусмотреть также «зал ожидания» для родителей и сопровождающих лиц. Они точно будут толпиться у вас в приемной, ожидая окончания занятий и собственных чад.

Со взрослой аудиторией такое пространство обычно не требуется. Достаточно уютной зоны ресепшн с несколькими посадочными местами для тех, кто пришел на занятие заранее. Взрослые, как правило, более ограничены во времени и приходят либо строго к началу, либо, увы, опаздывают.

Для онлайн школы необходимо определиться с тем, как технически будет выстраиваться процесс преподавания. Будете ли вы использовать уже имеющиеся сервисы типа Skype или Zoom, или займетесь разработкой собственной учебной платформы?

«В офлайн школах есть ограничения, связанные с площадью помещения, которое так или иначе лимитирует количество обучающихся. Локация для продвижения в офлайне также будет играть важную роль. Онлайн бизнес лишен этих забот. А любой избыток спроса решается дополнительным наймом преподавателей.

Однако и в офлайне есть определенные плюсы. Первый из них — это спокойствие родителей, если говорить о несовершеннолетних студентах. В школе формируется эмоционально безопасная атмосфера. У ребенка появляется место, в котором он развивается, растет, сюда ему хочется возвращаться. Это выход за пределы онлайн пространства в реальную жизнь. Здесь человек общается с новыми людьми, приобретает опыт очной коммуникации. Опять же стать частью общественной жизни города могут только офлайн школы.

Но, с другой стороны, никто не запрещает в одном бизнесе совмещать оба направления — с открытием школы иностранных языков развивать образовательные программы в онлайн пространстве»,- комментирует Наталья Кузнецова, директор и владелица центра иностранных языков «Хиллз».

Преподавательский состав

Если вы планируете нанимать преподавателей иностранного языка, вам потребуется оформить лицензию на образовательную деятельность.

А далее отладить процесс поиска и отбора кадров. Для этого нужен методист, владеющий иностранным языком, который будет преподавать новый сотрудник, и разбирающийся в методиках преподавания. Иначе оценить квалификацию очередного кандидата достаточно проблематично.

Обычный тест для кандидата в преподаватели иностранного языка состоит из следующих частей: собеседование на языке, тест по грамматике, демо урок (либо фрагмент урока). Это - если вам нужно выбрать действительно стоящих специалистов.

Часто школы (для повышения собственного статуса) приглашают носителей языка на работу. Однако нужно помнить, что далеко не все носители языка являются классными преподавателями и могут достойно преподавать на разных уровнях. Конечно, это «средняя температура по больнице». При желании, найти нужного человека всегда можно.

Не обольщайтесь, носителя тоже надо тестировать и слушать. Там один только акцент чего может стоить.

Помимо списка кандидатов, которых вы готовы пригласить на работу, хорошо заготовить еще и резервный список. В него войдут те, кто успешно прошел собеседование, но пока не может сотрудничать с вами в силу разных причин (нет для него/нее нагрузки пока, не совпадаете по графикам и т.д.).

Рынок иностранных языков достаточно гибкий. Здесь все время что-то - расписание, загрузка преподавателей и классов – меняется.

Резервный список сэкономит вам время и усилия, когда нужно будет срочно найти замену заболевшему преподавателю или тому, с кем вы вдруг решите расстаться.

«При наборе сотрудников на первый план выходят профессионализм и педагогический талант, то есть способность делиться знаниями, быть в контакте с учениками. Нанимать стоит только тех людей, с которыми будет комфортно работать. У каждого степень комфорта разная: одни ценят прагматиков, другие выбирают более душевное общение. В этом вопросе следует ориентироваться только на собственные ощущения», - рекомендует Наталья Кузнецова.

Оплата труда преподавателей

Зарплата преподавателю складывается из разных параметров. Это может быть средняя ставка по рынку плюс надбавка за квалификацию преподавателя. Чем выше и уникальнее последняя, тем дороже вам могут обойтись услуги преподавателя.

Зарплата преподавателя может рассчитываться, исходя из вашего бюджета на эту деятельность. Немалую роль в этом вопросе играют ваши амбиции по монетизации деятельности школы.

«Мы выбрали для себя медленное развитие бизнеса на основе потока клиентов, так как брать высокую комиссию с преподавателей нам кажется неэтичным, несправедливым и неправильным в отношении мотивации», - делится Юлия Амлинская.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Количество групп и расписание занятий

Расписание занятий напрямую зависит от вашей целевой аудитории. Так, если ваша школа предназначена для взрослых, занятия в вечернее время и по выходным привлекут максимальное количество учащихся. А вот в утренние и дневные часы классы могут пустовать.

Количество групп зависит от набора. А набор, в свою очередь, от успешности вашей рекламной кампании.

Наталья Кузнецова: «Безусловно, одним из основных инструментов привлечения служит интернет в самом широком понимании. Это и seo-продвижение, чтобы оказаться в первых строчках поисковиков, регулярное наполнение страниц в социальных сетях, общение с учениками и потенциальными клиентами.

Хорошо работают сайты-купонаторы с точки зрения привлечения новых посетителей на сайт. То есть с финансовой стороны ожидать потока клиентов от работы с купонаторами не стоит, а вот поднять сайт на несколько пунктов в поиске вполне реально.

Работают партнерские программы — с торговыми и бизнес-центрами, интеграция с городскими мероприятиями, имеет смысл уделять внимание аудитории, которая приходит вместе с педагогами, важно позаботиться о наружной рекламе, продумать фасад, который будет привлекать.

Не советовала бы тратить ресурсы и средства на размещение на подъездных щитах, массовое распространение полиграфии через почтовые ящики и прочее».

Подводным камнем может стать еще и количество учащихся в группе. Для владельца школы выгоднее комплектовать группы более плотно – человек по 10-12. Так и классы школы задействуются более эффективно, затраты на преподавателей ниже, а прибыль, соответственно, выше.

И хотя такое количество человек в группе кажется вполне адекватным, сами учащиеся могут посчитать это существенным недостатком – язык «в толпе» учится сложно, увы. Особенно во взрослой аудитории.

Методика преподавания и учебный материал

Вы выберете мульти- или моно языковой подход для вашей школы? Что значит, в вашей школе будут преподаваться несколько иностранных языков или только один? В чем будет заключаться особенность вашей школы?

«В первую очередь перед открытием школы стоит определиться, что называется, с идеологией бизнеса. Необходимо сформулировать ценности, понять, какими конкретно знаниями и в каком формате будем делиться:

-готовим к экзаменам;

-учим общаться;

-даем серьезную лингвистическую базу;

-делаем ставку на живое общение с носителями языка из разных стран, а все остальное добавляем опционально», - считает Наталья Кузнецова

Что касается методики, то это подводный камень еще тот, как для школы, так и для желающих овладеть языком.

Зачастую фокус на какой-то конкретной методике – это дань моде. Не более того. Ибо приходят на вывеску школы, на раскрученную методику, на отзывы, а уходят от конкретного преподавателя.

Отсюда вывод: лучше больше внимания уделить подбору профессиональных кадров, владеющих разными методиками преподавания, а не раскручивать школу в привязке к конкретной методике.

В обучении иностранным языкам индивидуальный подход, умение делиться накопленными знаниями играет куда более важную роль, чем название методики.

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Станьте частью сообщества Lingvovisor

Мы здесь говорим о языках. О том, как учить и учиться, как использовать иностранные языки для бизнеса и повышения собственного дохода, как преподавателям и языковым школам находить слушателей, а слушателю - своего преподавателя; о выборе второго, третьего и последующих языков, о тонкостях перевода, о разности менталитетов и культур. Этот перечень бесконечен, равно как и тема нашего проекта.
ОГРНИП: 314503126000020
Lingvovisor © 2014 - 2021 Все права защищены.