Электронный журнал об иностранных языках
Подписаться
Главная страница / Карьера и бизнес / КАК СОЗДАТЬ ОНЛАЙН ШКОЛУ: ПОШАГОВЫЙ ПЛАН
06.08.2021
1513

КАК СОЗДАТЬ ОНЛАЙН ШКОЛУ: ПОШАГОВЫЙ ПЛАН

Ситуация в мире способствовала резкому притоку бизнеса в онлайн пространство в 2020 году. Школы, вузы, компании и отдельные специалисты были вынуждены в сжатые сроки переводить свою деятельность в Интернет. Что неминуемо привело к росту EdTech в России.

По данным Talent Tech и Smart Rating выручка топ-45 российских EdTech-компаний за второй квартал 2020 года оказалась на 87% выше аналогичного периода предшествующего года. По прогнозам аналитиков, устойчивый рост рынка онлайн образования наблюдается в этом году и сохранится в будущем. А вместе с ним останется актуальным и вопрос создания собственной онлайн школы.

В этой статье я рассмотрю основные шаги, которые необходимо проделать предпринимателю на пути разработки и реализации проекта. План подойдет специалистам, уже накопившим экспертизу и опыт в своей сфере и имеющим представление, в какой нише они хотели бы создать онлайн бизнес.

Алгоритм, приведенный в статье, также рассчитан на тех, кто не располагает существенными бюджетами или возможностью привлечь инвестиции на раннем этапе проекта.

План включает всего пять шагов. Каждый из них рассматривается в двух направлениях:

1.Что на рынке – какие основные тренды прослеживаются на рынке. Как, опираясь на эти тренды, выбрать свой собственный путь.

2.Что делать – вопросы, на которые стоит ответить, если вы решили создать свою собственную онлайн школу, либо шаги, которые стоит предпринять.

Ну и конечно же, я с удовольствием буду делиться собственным опытом создания онлайн платформы по ходу повествования.

И еще одна небольшая ремарка. Для простоты изложения в статье я использую термин «онлайн школа», хотя под ним скрывается многообразие вариантов. Это может быть один курс, созданный специалистом и размещенный на Getcourse или ином агрегаторе курсов. Или же школа, предоставляющая возможность ученикам заниматься дистанционно с преподавателями в группах или индивидуально, либо онлайн платформа с предзаписанными курсами и лекциями, которая продает доступ к материалам и т. д.

Итак, приступим.

1. ФОРМАТ

Что на рынке

На текущий момент можно выделить два основных формата онлайн-школ. Конечно же, есть компании, совмещающие или трансформирующие «под себя» эти форматы, однако основной принцип разделения остается:

1) школа помогает ученикам и преподавателям находить друг друга, предоставляет услуги индивидуального или группового дистанционного обучения. Один из ярких примеров – онлайн школы иностранных языков.

Сюда же можно отнести и всевозможные марафоны, краткосрочные программы, в которых преподаватель напрямую общается со своей аудиторией посредством вебинаров или Skype, Zoom конференций.

Несомненный плюс такого формата – живое общение, возможность прокачать необходимые навыки в непосредственном (пусть и онлайн) контакте со специалистом.

Из минусов можно выделить сложность масштабирования. Необходимость постоянно работать «в живую» требует больших временных и энергетических затрат со стороны специалиста, что со временем может привести к выгоранию. В таком формате также сложно позволить себе уйти в отпуск и даже на больничный. Простой неминуемо обернется упущенной прибылью.

Конечно же, проблему можно решить посредством найма других преподавателей. Однако это повлечет за собой необходимость получения лицензии на образовательную деятельность. А также дополнительные (и немалые!) расходы и новые вопросы, к решению которых начинающий предприниматель просто может быть не готов.

2) школа продает доступ к уже готовым курсам. Материалы могут быть подготовлены как одним специалистом, так и коллективом преподавателей. Яркий пример – школы, обучающие программированию, копирайтингу, интернет маркетингу и т.д.

Плюсы очевидны – легкое масштабирование за счет возможности выпуска новых курсов, выхода в новые целевые аудитории, на новые рынки и т.д.

Минус – необходимость получать лицензию на образовательную деятельность, если вы привлекаете других преподавателей к созданию курсов. И, как следствие, более высокие затраты на старте за счет необходимости оплачивать труд коллег. Могут также возникнуть споры об авторском праве, если не уделили этому вопросу внимание на этапе подписания договора, либо и вовсе пренебрегли договором.

Без лицензии может работать один специалист (ИП) с подтвержденной экспертизой (соответствующим образованием, как минимум). А значит, все курсы должны быть созданы именно им. Конечно, он может привлекать специалистов из других областей – программистов для создания сайта, SMM менеджеров для последующей раскрутки и продвижения и т.д. Однако все эти специалисты должны быть обслуживающими его бизнес, но не преподающими на его курсах. Вот такой вот нюанс.

Для своей онлайн платформы для самостоятельного изучения английского LingvoTunes.ru я выбрала именно этот формат. Два высших образования (в том числе, в области лингвистики), изрядный опыт преподавательской деятельности очно и дистанционно, а также имеющееся ИП мне это позволяют.

Однако привлечение коллег преподавателей и, соответственно, получение лицензии на образовательную деятельность рассматриваю как один из последующих вариантов масштабирования.

Что делать

На этом этапе стоит проанализировать свою экспертность, а также оценить временные и финансовые ресурсы, которые вы готовы выделить на проект.

  1. В какой нише вы готовы создать свой проект? Какой экспертизой, опытом, образованием обладаете?
  2. Что конкретно будете предлагать? Личные занятия, курсы в записи и т.д.
  3. Планируете ли выдавать сертификат/документ по итогам обучения?
  4. Есть ли аналогичные продукты на рынке? Кто ваши потенциальные конкуренты?
  5. Чем ваш продукт будет отличаться от существующих на рынке?
  6. Кто ваша целевая аудитория? Какие потребности/сложности есть у нее?
  7. Есть ли у вас ИП, ООО и т.д.?
  8. Будете ли вы привлекать других преподавателей для создания курсов, программ обучения, проведения занятий и т.д.?
  9. Готовы ли вы к получению лицензии на образовательную деятельность?
  10. Каким бюджетом располагаете на старте?
  11. Сколько времени готовы инвестировать в проект?

2. ИНФРАСТРУКТУРА

Что на рынке

Рынок традиционно идет навстречу спросу и предлагает, как уже готовые платформы для продажи ваших курсов и проведения дистанционного обучения, так и разрозненные IT решения, из которых вам предлагается самостоятельно (или с помощью специально обученных людей) создать инфраструктуру собственного проекта.

Для меня этот шаг оказался самым сложным и занял несколько месяцев, при том, что я уже точно знала, какую LMS (систему управления обучением) буду использовать, и умела ее настраивать.

Инфраструктура онлайн школы - это паззл, в котором вам надо решить, как, где, каким образом целевая аудитория сможет узнать о вашем проекте, зарегистрироваться на него, произвести оплату, где будет располагаться личный кабинет, что в нем будет и т.д.

Не откладывайте решение этих вопросов на потом! Займитесь ими как можно раньше! Ибо здесь вам потребуется помощь сторонних специалистов (на их поиск тоже надо закладывать время), а также – партнерские организации (для приема и проведения платежей), к примеру.

Конечно, многие решают этот вопрос проще – создают курсы и выкладывают их на том же Getcourse, к примеру. Это прекрасный шаг на ранних этапах, когда вам надо попробовать себя в создании курсов, протестировать спрос, методику и т.д.

Однако если вы решили создавать действительно свой бизнес и планируете долгосрочную стратегию развития – вариант с внешними платформами не совсем годится. Стоит использовать инструменты, которые будут находиться максимально под вашим контролем и позволят вносить изменения, в том числе, в технический функционал.

Инфраструктура моей платформы для самостоятельного изучения английского выглядит следующим образом:

Что делать

Для создания инфраструктуры собственной онлайн школы детально проработайте следующие вопросы:

  1. Точка входа для клиента. Где будет располагаться информация о вашей школе? Это будет многостраничный сайт, лендинг и т.д.?
  2. Как будет осуществляться процесс регистрации на курс, обучение, программу и т.д.? Какие конкретно шаги должен будет предпринять человек, чтобы зарегистрироваться на курс?
  3. Как вы планируете принимать оплату? Через какие сервисы? Интегрируются ли эти сервисы с LMS, которую вы используете?
  4. Есть ли у вас онлайн-касса? Готовы ли ее купить в случае отсутствия?
  5. Как клиент, оплативший обучение, получит доступ к материалам курса (если курс в записи), либо начнет занятия с преподавателем (если предполагается такой формат)?
  6. На какой платформе будет происходить обучение?
  7. Как будет выстроена внешняя и внутренняя система коммуникации?

3. ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Что на рынке

Здесь все, как всегда. Вступают в силу изменения к законам, штрафы растут. Ничего нового. Равно как и постулат «незнание закона не освобождает от ответственности» актуален по сей день.

Клиенты будут регистрироваться в вашей онлайн школе, оставлять свои персональные данные. Значит, стоит изучить тот самый закон о персональных данных (152-ФЗ) и привести сайт/лендинг в соответствие с ним. А также подготовить перечень внутренних и внешних документов согласно закона.

Клиентом онлайн школы потенциально может стать человек, проживающий в любом уголке мира. Соответственно, нужно посмотреть в сторону и международных политик в области защиты персональных данных. General Data Protection Regulation (GDPR) – политика, которая защищает персональные данные граждан ЕС. Californian Consumer Privacy Act (CCPA) – аналогичный нормативный документ США. Вам также понадобится договор с клиентами. Здесь стоит прибегнуть к услугам юриста, чтобы с его помощью составить договор, детально отражающий процессы именно вашего бизнеса и, по возможности, минимизирующий потенциальные риски.

Немаловажно посмотреть и в сторону авторского права. Вы будете использовать свои собственные материалы, иллюстрации, видео и т.д.? Или у всего этого уже есть автор? Если есть, нужно выяснять вопрос о лицензии на использование чужих материалов для вашего бизнеса.

И даже если вы используете программное обеспечение (ПО) для отрисовки анимационного видео, как я в своем проекте, надо убедиться, что лицензионное соглашение производителя ПО позволяет вам использовать эти видео в вашем бизнес проекте.

Что делать

  1. Проконсультироваться с юристом, имеющим практику работы с онлайн школами.
  2. Найти (если позволяет бюджет) компанию/юриста, которые помогут с подготовкой всех пакетов документов и проведут аудит сайта на соответствие нормам законодательства.
  3. Самостоятельно ознакомиться с законодательными актами (законы: о персональных данных, о защите прав потребителя, о рекламе и т.д.)
  4. Регулярно отслеживать изменения в законодательстве и вносить, при необходимости, соответствующие правки в документы/сайт школы.

4. КОНТЕНТ И НАПОЛНЕНИЕ

Что на рынке

Несмотря на обилие онлайн курсов и школ, рынок еще далек от перенасыщения. Однако, прежде чем пускаться в создание собственной онлайн школы, стоит проверить гипотезу, насколько ваш проект потенциально успешен.

Минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product, MVP) позволит вам уточнить нишу, проверить спрос, получить обратную связь и отточить собственную методику и уникальное торговое предложение (УТП).

Для проверки гипотез и обкатки MVP вполне можно задействовать конструкторы сайтов и платформы для продажи курсов. Нет смысла вкладываться в создание масштабной инфраструктуры и увеличивать расходы на этом этапе.

А вот когда УТП определено, методика отточена и спрос на продукт подтвержден, наступает время глобальной работы над своей онлайн школой.

Что делать

К этому моменту вы уже определились с форматом онлайн школы, соответственно, готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Какие услуги вы будете предлагать клиентам? Индивидуальные занятия? Групповые курсы? Доступ к курсам в записи и т.д.?
  2. Из каких блоков или разделов будет состоять каждый курс/программа обучения?
  3. Что конкретно будет внутри каждого курса/программы обучения?
  4. Предполагаются ли домашние задания и как они будут проверяться?
  5. Кто и как будет сопровождать клиента на протяжении всего курса/программы?
  6. Будет ли курс/программа обучения ограничена жесткими временными рамками или клиент может проходит ее когда и где ему удобно и т.д.?
  7. Вы планируете вывести на рынок сразу все курсы/программы или этот процесс будет постепенным?

Применительно к собственному бизнесу скажу, что приняла решение выводить курсы постепенно в течение одного года или даже полутора лет. Этот подход может показаться кому-то слишком медленным и непродуктивным. Однако мне он позволит, с одной стороны, отточить процесс коммуникаций с клиентом на малых объемах, а значит, не «погибнуть» сразу под шквалом навалившихся запросов, комментариев и т.д. С другой стороны, более размеренно тратить рекламный бюджет, а значит, не оставить весь проект без финансовой подушки, разом вложившись в рекламу по всем направлениям.

Ну и конечно, получить дополнительное время на доработку контента программ.

5. РАЗВИТИЕ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ

Что на рынке

На рынке растет стоимость рекламы. А это значит, что стоит проработать алгоритм внутри онлайн школы, который бы позволял вам допродавать новые продукты уже существующим клиентам, а не только привлекать новых.

Ибо львиная доля рекламного бюджета как раз и расходуется на привлечение новых клиентов и, тем самым, сокращает прибыль компании.

Развитие и удержание клиента в сфере онлайн образования – задача не из легких. Люди приходят учиться, находясь на пике собственной мотивации. Это значит, что их позитивный эмоциональный фон перегрет. Как только они столкнутся с первыми сложностями (а обучения без сложностей не бывает – надо что-то запомнить, в чем-то постараться разобраться, выполнить задание и т.д.) мотивация неминуемо пойдет на спад и запал учиться поутихнет.

Наверняка вам доводилось слышать такой термин, как «доходимость онлайн курсов». Это соотношение числа поступивших на курс и числа выпускников курса. Как правило, количество тех, кто «зафиналил» - прошел курс до конца - значительно меньше первоначального набора.

Таким образом, первая задача – повысить ту самую «доходимость» курса. А далее уже можно работать над допродажей новых продуктов.

На всякий случай отмечу, что в допродаже тоже надо знать меру. Постоянная бомбардировка клиентов продающими письмами и сообщениями способна отбить желание учиться даже у самого прилежного студента.

Что делать

Несмотря на то, что этот шаг в статье стоит только на пятом месте, думать над ним стоит еще на этапе создания инфраструктуры.

  1. Как будет отслеживаться прогресс студентов в онлайн школе?
  2. Будет ли внедрятся определенная система мотивации и поощрения студентов?
  3. Что должно стимулировать студентов продолжать обучение и доходить до конца курса/программы?
  4. Какие курсы/программы и по какой стоимости (со скидкой или без) будут доступны им после завершения обучения на курсе?
  5. Какая система коммуникации будет выстроена с выпускниками?
  6. С какой периодичностью будет осуществляться контакт с клиентом с целью допродажи ему услуг?

Конечно же, каждый из приведенных шагов можно еще глубже детализировать. И это стоит проделать на пути создания своей онлайн школы. Как говорится, дьявол кроется в мелочах.

Автор: Антонина Коробейникова, преподаватель, бизнес-тренер, редактор портала об иностранных языках Lingvovisor.ru, в 2021 запустила платформу для самостоятельного изучения английского LingvoTunes.ru

Статья впервые была опубликована на портале https://bizpro.press

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!

Станьте частью сообщества Lingvovisor

Мы здесь говорим о языках. О том, как учить и учиться, как использовать иностранные языки для бизнеса и повышения собственного дохода, как преподавателям и языковым школам находить слушателей, а слушателю - своего преподавателя; о выборе второго, третьего и последующих языков, о тонкостях перевода, о разности менталитетов и культур. Этот перечень бесконечен, равно как и тема нашего проекта.
ОГРНИП: 314503126000020
Lingvovisor © 2014 - 2024 Все права защищены.