ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА И ПАМЯТЬ

Как часто приходится слышать, что языки не даются, потому что у человека плохая память. Но в памяти ли дело? Может быть, выбран неверный подход в обучении? В нашей предыдущей статье мы разбирали, почему не стоит заучивать слова списками. В этой давайте попробуем разобраться, как нам лучше активизировать память, чтобы язык запоминался надолго.

Что такое память?

Это способность психики человека фиксировать и хранить информацию, полученную извне, практически, бессрочно, а также воспроизводить или вспоминать ее при необходимости. Как видите, очень полезная функция для изучения и применения иностранных языков.

При той популярности, которую снискала психология в наши дни, даже самый непосвященный знает, что память бывает краткосрочная и долговременная.

Первая нужна для того, чтобы удерживать в голове цепочку происходящих событий и не забывать, что случилось, было сказано или увидено ровно минуту или чуть больше назад.

Долговременная – это способность мозга удерживать информацию на протяжении длительного времени.

memory

Источник иллюстрации: pixabay.com

Сразу оговоримся, что, если вы раньше на память не жаловались, но в какой-то момент почувствовали ее ухудшение, лучше незамедлительно обратиться к врачу. Медицина знает немало примеров, когда ухудшение памяти являлось одним из симптомов серьезного заболевания. Но мы не будем углубляться в сторону медицины в этой статье. Наш удел, все-таки, иностранные языки. О них и продолжим речь.

Чтобы выучить язык и иметь возможность им пользоваться, требуется наполнить нашу долговременную память нужными сведениями. О звуках и их произношении, об алгоритмах, по которым функционирует язык. Запомнить тысячи слов и натренировать наш мозг складывать из этих разрозненных данных единую мозаику, которая, как вы понимаете, будет различаться в каждом конкретном случае. То есть, при чтении Шекспира в оригинале мозаика будет одна, а при бронировании отеля через booking.com, к примеру, рисунок у мозаики изменится.

Конкретные свойства и процессы в психике имеют свою «возрастную» специфику. Дети лучше овладевают языками, так как находятся в так называемом сенситивном периоде – временном отрезке, которых характеризуется наиболее благоприятными условиями для формирования определенных навыков и умений. У детей изучение языка происходит легче благодаря их способности подражать.

Что же делать взрослым? Для того, чтобы освоить незнакомый язык, им приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы запоминать словам, учиться строить из них фразы и целые высказывания. Это огромный труд, который приходится проделывать мозгу человека, чтобы отложить все нужные сведения в долговременную память.

На этом фоне весьма странно смотрятся такие распространенные обещания языковых школ и отдельных репетиторов, как обучить «английскому за 4 месяца». Комичными выглядят и попытки самих учащихся найти ту единственно верную методику, которая позволит овладеть, к примеру, английским в сжатые сроки и без усилий.

Это все равно, что штангист будет искать возможность поднять штангу весом в 200кг., не притрагиваясь к ней. Сколько бы он ни ходил вокруг да около, сколько бы ни искал чудо-тренера или супер-продвинутую методику, результат будет очевиден. Чтобы чего-то достичь, надо приложить усилия. Физические, как в ситуации со штангистом, или умственные – при изучении иностранных языков.

memory3

Источник иллюстрации: pixabay.com

Язык «быстро, легко и не больно» не учится. Дешево, кстати, тоже не учится. И дело здесь не в деньгах – любое целенаправленное усилие требует вложений, если не денег, так времени и нервных затрат. За удовольствие говорить на иностранном языке мы также «платим» иными удовольствиями – походами на вечеринки и в кино, встречами с друзьями. Занятия языком оттягивают наше время на себя.

Таким образом, чтобы лучше запоминать информацию, нужно уметь прикладывать сознательные усилия, концентрироваться на одной задаче. Кстати, процесс концентрации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется полная тишина вокруг, а кому-то и музыка в стиле heavy metal на полную громкость не помеха. В этом вопросе важно научиться понимать себя и не руководствоваться какими-либо «общепринятыми нормами». Это – ваше личное дело, каким образом помочь себе сконцентрироваться на изучении языка.

Процесс попадания информации в долговременную память протекает не напрямую, а из кратковременной памяти. Однако мало повторять одно и то же слово сто раз подряд. Оно так и осядет в кратковременной памяти, а потом забудется при первой же возможности, предоставляя нам возможность пожаловаться, что «крокодил не ловится, не растет кокос», то есть, слова не запоминаются, язык не учится.

Одних слов, одних, пусть и стократных повторений мало. Нужны эмоции, нужны яркие образы и сравнения. Нужен контекст.

Долговременная память обладает семантичностью. Гораздо легче извлечь из нее большой объем связанных каким-то образом данных, чем просто беспорядочный их набор. Согласитесь, бывает и так, что мы вспоминаем скорее то, что думали или представляли об объекте, чем сам объект. Именно на этих двух особенностях памяти основываются все методики заучивания иностранных слов.

Самый простой пример – студенты на экзамене отчетливо помнят и цвет учебника, и даже как выглядит страница, на которой был дан ответ на экзаменационный вопрос. Но если не доучили, то ответ на вопрос могут и не вспомнить, как бы ни старались.

Все сложное, как водится, до банального просто. Ученные рекомендуют регулярно применять здоровый образ жизни для улучшения работы памяти – высыпаться, тренироваться и т.д.

А как тренировать язык, когда даже пара слов и та пытается просыпаться сквозь «решето» памяти и никак не хочет откладываться в голове надолго? Тренироваться! Ученые же не зря советовали!

Только языковая тренировка несколько отличается от тренировки спортивной, хотя и у лингвистов тоже есть свой инвентарь – ручка и тетрадка. Очень важно натренировать мозг запоминать информацию на ранних этапах изучения языка. Для этого стоит активизировать такие виды памяти, как зрительная, слуховая и механическая.

Достигается это просто – незнакомые слова нужно записать несколько раз подряд (кому-то достаточно два-три раза, а кому-то две-три строки из слов, здесь тоже все индивидуально). Полезно еще не просто произносить записываемые слова, но и рисовать в голове яркие образы, которые ассоциируются у вас с конкретным словом. Так мы подключаем еще и эмоциональную, и образную память.

memory4

Источник иллюстрации: pixabay.com

Но, как мы помним, одних слов мало – нужен контекст. Хорошо нарисовать когнитивную карту для запоминания лексики по определенной теме. К примеру, названия продуктов питания, плюс прилагательные, которые их характеризуют, плюс холодильник, в котором хранятся эти продукты, плюс рецепты, в которых используются эти продукты.

Видите, как слова обрастают контекстом? А контекст придает словам дополнительный смысл.

Нашей памяти нужен именно смысл. Его она готова хранить долго. В отличие от мелких, хаотичных, разрозненных деталей, которые ей не сильно интересны.

Мы пользуемся языком для того, чтобы передавать смысл. Так почему же, когда мы изучаем язык, мы склонны упускать из виду тот самый смысл и опираться на отдельные слова? Как видим, память нам этого не прощает.

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!