Но как подойти к незнакомому человеку на деловом или светском мероприятии? С каких слов начать разговор? В английском для этой цели существует Small Talk, что в переводе означает «непринужденная беседа на нейтральные темы». Правило хорошего тона – начинать общение с людьми именно с такой беседы, а уже потом переходить к решению деловых и личных вопросов.
Вы считаете, что непринужденная беседа на нейтральные темы – пустая трата времени? Что лучше, не теряя ни секунды, сразу «брать быка за рога» и обсуждать насущные дела?
Удачный Small Talk – очень важный фактор не только в личных делах, но и в успешной карьере.
Считается, что непринужденная беседа - один из самых эффективных способов:
- научиться говорить на английском языке. Не просто свободно, но еще и быстро!
- завести новых друзей и единомышленников, а если повезет, то… и любовь всей жизни. Взаимную.
- улучшить взаимоотношения с коллегами и руководством и… даже получить повышение зарплаты!
Как видите, простота и непринужденность Small Talk весьма обманчивы. Если присмотреться, даже за такой ничего не значащей беседой могут скрываться большие цели.
Традиционно подход к Small Talk рекомендует затрагивать нейтральные темы – поговорить о погоде, обсудить текущие события, поинтересоваться мнением собеседника о только что прослушанном докладе. В этом есть определенный смысл – установить первый контакт, немного растопить лед между людьми и, может быть, найти некую, пусть пока и поверхностную общность взглядов или продемонстрировать принадлежность к определенным кругам.
Речевые ритуалы, к коим и относится Small Talk – это сигнальная система. С ее помощью легко проводится классификация собеседников на «свой – чужой», «было бы хорошо обменяться визитками – не стоит связываться». Казалось бы, ничего не значащие слова и общие фразы. А какой эффект!
Проблема в том, что с помощью традиционных фраз вести непринужденную (но нацеленную на определенный результат) беседу становится сложнее. Представьте, что вы на крупной конференции, вокруг столько людей, с которыми хотелось бы познакомиться, обменяться визитками, столько потенциальных возможностей установить новые связи, найти новых клиентов и партнеров, а кто-то упорно пытается в деталях обсудить с вами погоду…
Порой действительно нет времени на пространные беседы «ни о чем». Нужно торопиться, ведь перерыв на кофе между сессиями того гляди и закончится. Стоит ли вообще отказаться от Small Talk и не тратить время и усилия на «пустословие»?
Отказаться совсем вряд ли получиться, особенно в тех странах, где традициям уделяется повышенное внимание. А вот видоизменить и модифицировать подход – будет лучшим решением.
Спикер TEDx Омит Шейбани рекомендует отойти от стандартных вопросов “Where are you from?”, “What is your name?”, “Are you here for work?”, “What do you do?”, “How do you like the weather here?” и т.д. Вряд ли ответы на эти вопросы действительно много расскажут вам о человеке. Только стандартную информацию – “predictable superficiality”, как замечает спикер.
Семь миллиардов человек, в среднем, живут на нашей планете. Семь миллиардов уникальных историй, источников опыта, мудрости. Мы же по привычке выбираем стандартный путь, как будто бы работаем первый день в отделе продаж и боимся отступить от написанного скрипта, дабы не навлечь на себя гнев руководства.
Стандартные схемы лишают нас возможности насладиться полнотой и глубиной общения. Искреннее любопытство и желание лучше узнать другого человека, вера в то, что его опыт и знания могут помочь вам стать лучшей версией себя завтра – это поможет сделать вашу неформальную беседу более значимой. На смену вопросам о погоде придут иные – более глубокие и вдумчивые.
Не будем пересказывать речь оратора. Послушайте сами:
Конечно, умение вести беседу не приходит само по себе. Его истоки лежат в хорошем знании иностранного языка.