Электронный журнал об иностранных языках
Подписаться
Главная страница / Обучаем языкам / ТОП 5 ОШИБОК РЕПЕТИТОРА
11.01.2018
11842

ТОП 5 ОШИБОК РЕПЕТИТОРА

Репетитор – это не профессия, это призвание. Так считают многие, кто уже успел примерить на себя эту роль. Находясь с учеником один на один невозможно спрятаться за учебным планом или методичкой. Если не готов вкладывать душу в каждое занятие, лучше и не начинать. Однако же помимо философских, но достаточно абстрактных умозаключений, репетиторы готовы поделиться реальным опытом.

О том, какие ошибки совершают многие начинающие преподаватели, а также о том, как этих ошибок избежать рассказывают специалисты онлайн-школы TutorOnline.

mistake

Источник иллюстрации: pixabay.com

ОШИБКА №1 С места в карьер

Очень часто начинающие репетиторы пренебрегают предварительным этапом работы, который должен выполнять ознакомительную функцию. С учеником необходимо познакомиться до того, как вы начнете рассказывать ему о законах Ньютона или излагать любой другой учебный материал. Под знакомством подразумевается не «Привет, как тебя зовут?», а полноценная беседа, в ходе которой преподаватель должен понять, чем ученик интересуется, какие учебные задачи перед собой ставит, каков его темперамент, какие манера общения, тем речи, риторика для него предпочтительны.

Репетитор должен быть немножко психологом, способным и готовым подстроиться под ученика, создав для него максимально комфортную коммуникативную среду. Если вы при первом общении видите, что ученик зажат, скован, что он боится, теряется и конфузится, потратьте время на то, чтобы разрядить обстановку и установить доверительный контакт. Без этого информация учеником восприниматься не будет.

Кроме того, важно познакомиться с родителями, ведь именно они будут принимать решение об эффективности вашей работы как репетитора. Пусть даже родители ученика сами не проявляют инициативу (что случается крайне редко), предложите им встретиться в скайпе и пообщаться. Важно, чтобы между педагогом и родителями ученика тоже установились доверительные отношения. Ситуации, когда мамы начинают обвинять репетитора, если результат не оправдывает ожидания, возникают, как правило, по причине отсутствия этого самого контакта.

Чтобы все участники учебного процесса могли оставаться объективными, предложите родителям время от времени наблюдать за вашими занятиями с учеником. Пусть мама присутствует на уроке, но сидит где-нибудь в сторонке, не отвлекая ребенка от занятия. Так, родитель убедится в вашей компетентности, и, если у него возникнут вопросы, например, по поводу подачи материала, вы сможете все обсудить на раннем этапе, не доводя ситуацию до конфликта.

ОШИБКА №2 Объять необъятное

Очень часто репетитор, только начинающий свой педагогический путь, стремится рассказать ученику обо всем и сразу. Возможность самостоятельно планировать урок, не придерживаясь строгого плана, порождает чрезмерно креативный подход, который, к сожалению, не всегда уместен. Начинающему педагогу хочется увлечь ученика своим предметом и он может переборщить с количеством информации, «мотивирующей» к обучению.

Здесь же кроется и еще одна распространенная ошибка – бессистемность. Когда лекция педагога – это поток сознания, который невозможно разделить на смысловые блоки, это не оценит ни один ученик. Очень важно разделить учебный материал на логические фрагменты, каждый из которых сначала представить тезисно (самое важное), а лишь затем наслаивать на смысловое ядро дополнительные факты, даты, примеры и т.д.

В этом процессе очень помогают когнитивные карты, которые можно использовать  в качестве конспекта урока. Для того чтобы проверить, насколько ученик понимает (а не знает наизусть) изучаемую тему, его можно попросить нарисовать такую карту (в свободной форме, с иллюстрациями, рисунками, но явно выраженными причинно-следственными связями). Это отличная практика, которая позволяет и педагогу, и ученику создать понятный для обоих маршрут в рамках изучаемого предмета и каждой отдельной темы.

mind_map

Пример когнитивной карты, созданной учеником (по материалам И.М. Галицкой). Иллюстрация предоставлена онлайн-школой TutorOnline.

ОШИБКА №3 Слишком школьная манера

Многие ученики испытывают зависимость от отметок. Родители и учителя постоянно повторяют: «Учись на пять!». И, к сожалению, далеко не всегда ребенку объясняют, почему он должен учиться, какая польза от того или иного предмета, зачем вообще ему ходить в школу. У детей формируется рефлекс: выучил – ответил –получил свою пятерку. И, наоборот, страх получить двойку висит дамокловым мечом над школьником и часто со временем перерастает в невроз.

Репетитор имеет уникальную возможность освободить ученика от стандартного оценивания. Конечно, ученику гораздо проще понять, насколько хорошо он справился с заданием, если педагог поставит отметку. Но далеко не всегда этот самый простой путь еще и самый эффективный. Если речь идет не о тренировочном тестировании при подготовке к ЕГЭ, где необходимо видеть реальный результат, репетитору лучше использовать иные критерии оценивания.

Если ученик допустил ошибку, разберите тему снова, спросите его, что именно было непонятно. Вызовите ученика на вопрос. Дайте ему возможность подискутировать с самим учебным материалом. Ученик должен понимать, что цель его не отметка за урок, контрольную или в четверти, а знание. И уровень своего знания он должен уметь оценить. Ученик должен видеть свои пробелы, должен сам найти на карте изучаемого предмета неизвестные ему места. Не пугайте ученика отметками даже за тренировочную проверочную работу. Снимите с него обязанность «всегда получать пять», дайте ему вздохнуть свободнее и сосредоточиться на изучаемом материале, а не на стремлении во что бы то ни стало получить «отлично».

mistake2

Источник иллюстрации: pixabay.com

ОШИБКА №4 Репетитор должен знать все!

Очень часто молодые педагоги стесняются признаться, что не знают ответ на вопрос ученика. А ведь дети бывают разные, и многие любознательные ученики способны поставить в тупик даже Эйнштейна.

Не стоит бояться сказать ученику: «Я не знаю ответ на твой вопрос». В признании своего незнания нет ничего постыдного, ведь именно с вопроса о том, что ты еще не изучил, начинается образовательный процесс. Если ученик поставил вас в неловкую ситуацию каверзным вопросом, просто предложите ему поискать ответ вместе. Или попросите у него время до следующего занятия, чтобы вы могли найти интересующую его информацию. Ребенок с большей открытостью примет педагога, способного улыбнуться своим недостаткам, чем человека, уверенного в собственном превосходстве.

ОШИБКА №5 Ученик всегда прав!

Многие репетиторы, особенно молодые, уверены, что в отличие от школьного учителя они просто не имеют права ничего требовать от ученика и уж тем более на него жаловаться. Но ни один педагог не совершит чуда, если ученик не приложит никаких усилий. Давайте будем честны: ученики бывают разные, и далеко не все ответственно подходят к занятиям с репетитором. Часто родители настаивают на дополнительной подготовке, а дети вынуждены подчиняться, не понимая, зачем им это нужно. В итоге: деньги родителей потрачены, нервы педагога тоже, а отметки в школе лучше так и не стали.

Если ученик явно демонстрирует свою незаинтересованность, не стоит игнорировать данное обстоятельство, продолжая вдохновенно читать ему лекцию о свободных радикалах. Поговорите с учеником, постарайтесь понять, почему ему неинтересно учиться. Быть может, он просто не успевает за вашим темпом, и стесняется об этом сказать. Если же пробить броню не удалось, поговорите с родителями, объясните ситуацию и предложите им решать – стоит или нет терзать ребенка занятиями, которые не приносят результата. Ученик ДОЛЖЕН стараться, ДОЛЖЕН заниматься и следовать рекомендациям репетитора. Это не чрезмерные требования, а база, без которой педагог бессилен.

Учите с удовольствием и ничего не бойтесь!

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!

Станьте частью сообщества Lingvovisor

Мы здесь говорим о языках. О том, как учить и учиться, как использовать иностранные языки для бизнеса и повышения собственного дохода, как преподавателям и языковым школам находить слушателей, а слушателю - своего преподавателя; о выборе второго, третьего и последующих языков, о тонкостях перевода, о разности менталитетов и культур. Этот перечень бесконечен, равно как и тема нашего проекта.
ОГРНИП: 314503126000020
Lingvovisor © 2014 - 2024 Все права защищены.