3 ЛАЙФХАКА, ЧТОБЫ УСПЕШНО СДАТЬ IELTS SPEAKING

Устная часть любого экзамена по иностранному языку – одна из самых сложных. Здесь приходится продемонстрировать, буквально, весь спектр накопленных знаний. Понимаем ли мы собеседника на слух? Можем ли вычленить основную мысль в его вопросе? Достаточно ли у нас языковых средств – слов, фраз, грамматических конструкций – чтобы адекватно ответить на вопрос? Будем ли мы тратить время на то, чтобы собраться с мыслями, или же сможем побеседовать в естественно темпе?

Я не буду фокусироваться на этапах и требованиях IELTS Speaking. А расскажу о фишках, которые помогут успешно выдержать испытание.

Кстати, лайфхаки, описанные в этой статье, можно использовать не только для подготовки к IELTS, но и ко многим другим международным экзаменам по английскому языку.

 

1 ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ВВОДНЫЕ ФРАЗЫ

 

Начнем с того, что IELTS Speaking тестирует не знание языка, как таковое, а ваше умение использовать иностранный язык по его прямому назначению – для общения в разных ситуациях.

В реальной жизни, как правило, мы стремимся произвести благоприятное впечатление на собеседника. Используем для этого слова и выражения, адекватные ситуации.

Такое же впечатление надо постараться произвести и на экзаменатора.

 

IELTS – это не допрос с пристрастием. Не надо стремительно набрасываться на вопрос и отвечать правду и только правду.

Лучше рассматривать разговор с экзаменатором как светскую беседу. А значит, вам вполне позволительно не быть экспертом по всем вопросам, не демонстрировать энциклопедические знания.

Зато важно показать, что вы слушаете и слышите собеседника, а значит, понимаете его вопрос. Что вы способны порассуждать на заданную тему, хотя до этого вообще могли, что называется, в эту сторону не думать.

К примеру, в одном из сборников, предназначенных для устной подготовки к IELTS, приводится вопрос What do you think when you see a man wearing makeup?. Вряд ли в своей обычной жизни вы как-то сильно фокусируетесь на подобных темах.

Соответственно, не стоит выдавливать из себя какой-то глубокой проработки вопроса с рассмотрением причинно-следственных связей. Но вот корректно рассказать, что вы вообще не обращаете на это внимания и почему, надо.

 

Вводные фразы добавят естественности вашим ответам и помогут произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

 

С одной стороны, это чистой воды психологический трюк. Когда мы начинаем говорить, наш собеседник еще не успел настроиться на наш тембр и громкость голоса, скорость речи. А значит, какие-то особо сложные фразы могут просто пройти мимо его сознания.

Наверняка, вы с этим явлением сталкивались и в повседневной жизни. Вы что-то начинаете рассказывать человеку и вдруг он повторно спрашивает вас об этом же. А ведь казалось, слушал внимательно.

Он действительно вас слушал. Только в этот момент мозг настраивался на восприятие вашей речи и упустил смысл сказанного.

Вводные фразы не несут большой смысловой нагрузки. Зато они дают вашему собеседнику возможность настроиться на общение, за доли секунд привыкнуть к вашему голосу и начать различать не только звуки, которые вы издаете, но и их смысл.

 

С другой стороны, вводные фразы показывают, насколько развит ваш навык коммуникации. Об этом гораздо чаще, чем о психологической подоплеке явления, говорят в процессе подготовки к экзамену.

 

Вот несколько примеров вводных фраз, которые вы можете использовать на экзамене:

  1. To begin with
  2. One of the most interesting things about
  3. First of all / Firstly
  4. It is the most important thing in my life because
  5. The reason why I like it so much is because
  6. One of the main disadvantages/advantages or causes
  7. For instance / For example
  8. One of the consequences/results
  9. To wrap up
  10. In a nutshell

 

2 WHY? ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ

 

Человеческий фактор может подставить подножку даже, если вы тщательно готовились к экзамену. Стоит только слегка понервничать, чуть дольше намеченного (в силу независящих от вас обстоятельств) прождать своей очереди и все, кажется, из головы напрочь улетучились все накопленные знания.

Многие не дотягивают до нужного балла только потому, что не знают, что еще можно сказать. В голове пустота. Нет никаких идей. А говорить надо.

В этой ситуации на помощь придет простой, но очень важный вопрос ‘why’. Если после каждой произнесенной фразы/мысли вы сами себе мысленно будете его озвучивать, то идей сразу прибавится и объем высказывания возрастет.

 

Рассмотрим все это на практике.

К примеру, экзаменатор поинтересовался, часто ли вы используете социальные сети — Do you often use social networking applications?

Вопрос закрытого типа. То есть, мы можем сказать либо «да», либо «нет». Yes, I do и No, I dont соответственно. Однако этого крайне мало. Ведь на экзамене лучше говорить, пока экзаменатор не остановит вас.

 

Теперь будем сами себе мысленно задавать вопрос «почему/зачем»:

— Do you often use social networking applications?

= Yes, I do. Social networking applications have become part of my everyday life. (Why?) I believe, I use them several times a day to keep in touch with my friends. Not only that, I also use them for checking the latest news or trending news worldwide specifically on Facebook. (Why?) As you know, social media applications or websites are the best avenue to keep us posted on the latest news in this information era.

Рассмотрим и отрицательный ответ на этот вопрос:

= No, I don’t. I’m not into using any of social media applications because I just don’t feel safe using them. (Why?) Nowadays, there are many online scammers or fraudsters and you have to be very careful while chatting to someone you don’t know (why?) because you don’t want to lose any money or your personal information. So, I’d say, I’m trying to make less use of such online networking platforms.

Как видите, вопрос ‘why’ служит «путеводной звездой» и не позволит вам сбиться с курса.

________________________________________________________________________________________________

ПРОКАЧАЙТЕ АНГЛИЙСКИЙ К IELTS! Бесплатные уроки на канале Lingvovisor TV:


________________________________________________________________________________________________

 

MINDMAP ПО ТЕМЕ

 

Перечень тем для устной части IELTS весьма широк. Вас могут спросить про ваше хобби, работу, друзей, отношение к искусству, пользование Интернетом, сложные ситуации в жизни, путешествия и даже ваше отношение к рекламе.

 

Как же подготовиться?

Кто-то предпочитает найти список тем и написать, а затем и выучить наизусть ответ на каждую из них. Способ полезный, но требующий значительного количества времени и усилий.

Если же вы не готовы на такие подвиги, можно избрать иную стратегию подготовки.

 

Для начала проанализируем вариант ответа, который приводится в официальных материалах для подготовки к экзамену (Cambridge IELTS):

Задание достаточно простое – рассказать о том, где мы совершаем покупки:

Describe somewhere you like to shop for food. You should say: 1) where this place is; 2) what this place is like; 3) what you buy there and explain why you like buying food at this place.

Вчитавшись внимательно в ответ студента, мы увидим, что человек затрагивает сразу несколько тем, помимо ответа на поставленный вопрос.

Cambridge English. Complete IELTS

 

Он рассказывает о своем образе жизни, где живет, чем занимается, как это влияет на процесс совершения покупок.

Следовательно, ответ должен быть более информативным, чем просто прямые ответы по каждому из пунктов задания.

 

Как этого добиться?

В этом случае можно прибегнуть к технологии создания mindmap – интеллектуальных или ментальных карт.

В центр карты помещаем вопрос, на который нам надо дать ответ. То есть, основную тему. А по кругу – подтемы, которые разнообразят наше высказывание, сделают его более ярким и естественным. Ну, и позволят продемонстрировать более широкий словарный запас, а также вариативность грамматических конструкций.

В каждой подтеме прописываем полезные слова и выражения, которые сможем использовать во время ответа.

Вот так мы можем представить в формате mind-map вышеприведенный ответ студента:

 

Такое представление материала активизирует работу сразу двух полушарий нашего мозга.

 

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ фактов, языковые способности, способности к чтению и письму, обработку информации последовательно, по этапам.

В то время, как правое обрабатывает невербальную информацию, которая выражается не в словах, а в символах и образах. В те же самых рисунках. «Творческие наклонности» правого полушария позволяют одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.

Современные люди очень много времени тратят на пользование смартфонами, ноутбуками и компьютерами. Это накладывает отпечаток на то, как мы воспринимаем информацию. У многих уже сформировалось «клиповое» восприятие, когда картинку легче «считать», чем линейный текст.

 

Ментальные карты – это и есть представление сложной и серьезной информации в «картинке».

Примечательно, что, составив несколько интеллектуальных карт, вы обнаружите, что такой подход сродни конструктору LEGO.

Во многих вопросах подтемы будут пересекаться. С одной стороны, чем чаще подтема повторяется, тем быстрее вы запомните слова и выражения по ней. А с другой, на экзамене вам не надо будет вспоминать «от сих до сих» заученный текст по конкретной теме. Достаточно визуально представить интеллектуальную карту, и у вас всегда найдется, что сказать.

 

Антонина Коробейникова, редактор Lingvovisor.ru. Свободно владеет английским, говорит на немецком и турецком языках.

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!