КОРПОРАТИВНЫЙ. АНГЛИЙСКИЙ?

Мода на корпоративный английский появилась достаточно давно. Продолжают ли компании вкладывать средства в обучение сотрудников иностранным языкам? И только ли английскому учат?

Lingvovisor побеседовал на эту тему с Анной Трай, исполнительным директором Globus International.

anna_try

На фото: Анна Трай   /фото любезно предоставлено  Globus International/

Lingvovisor: Были ли в вашей практике случаи, когда в качестве корпоративного заказывали не английский, а какой-либо другой иностранный язык? Или сейчас востребован только английский?

Анна Трай: Такие случаи бывали и не единожды. Из последних запросов, например, мы запустили курс словенского языка для двух групп. Это, конечно, более редкий случай. Также среди редких запросов был чешский, португальский, китайский, и даже тайский.

Среди более распространенных языков в практике корпоративного обучения можно назвать немецкий, французский, испанский, итальянский.

Стоит отметить, что даже при обучении английскому языку не все так шаблонно. У нас часто бывают запросы не совсем стандартные. Например, курс английского языка с носителем только с ирландским акцентом. Около месяца назад мы запустили курс обучения немецкому с австрийским акцентом для одного из топ-менеджеров в крупной международной компании.

LV: Корпоративный английский – это необходимость, продиктованная потребностями бизнеса, или дань моде?

А.Т.: На сегодняшний день, все реже можно встретить ситуацию, когда корпоративное обучение английскому языку – это дань моде. В среднем для 75% компаний обучение английскому – это производственная необходимость. В 20% случаев это часть мотивационного пакета, где сотрудники имеют возможность заниматься за счет компании на территории компании, без отрыва от работы. Это покрывает как личные потребности сотрудников в саморазвитии, так и потребности бизнеса в определенном уровне знаний сотрудников. Еще приблизительно 5% заказов корпоративного английского являются дополнительным бонусом для сотрудников и не связаны с потребностями бизнеса.

LV: Как заказчики подходят к выбору компании-провайдера корпоративного английского/другого языка? Какие требования выдвигают? Обязательно ли нужна лицензия?

А.Т.: Схемы отбора школы-провайдера у каждой компании свои. Единого стандарта нет. Из основных и наиболее важных критериев к компании-поставщику обучения иностранным языкам можно выделить следующие:
— оптимальная цена в рамках планируемого бюджета,
— опыт работы на рынке,
— рекомендации других компаний, возможность лично получить подобную рекомендацию
— лицензия, как один из основных моментов, поскольку это говорит об определенном стандарте качества, а также является важным моментом в вопросах оптимизации расходов на налоги
— готовность подстраиваться под запрос и условия клиента.

corporate_english4

Источник иллюстрации: pixabay.com

LV: Готов ли бизнес сотрудничать с высококвалифицированными педагогами, оформленными ИП?

А.Т.: Некоторые компании в исключительных случаях сотрудничают с ИП. На сегодняшний день это чаще всего те случаи, когда преподавателя нашли по рекомендации. Зачастую же компании, которые работают с педагогами напрямую, не через языковой центр, сталкиваются со следующими сложностями:
— оценка степень квалификации педагога,
— большие затраты по времени на подбор педагогов, на решение юридических вопросов,
— необходимость полностью координировать процесс (отслеживать сроки, запрашивать какой-то формат отчетности, координировать отмены и замены педагогов),
— организация обучения по единому формату, единым программам, поскольку каждый преподаватель работает с наиболее удобными для него материалами.

На определенном этапе компании приходят к выводу, что для обучения сотрудников с помощью педагогов, оформленных ИП, необходимо выделить отдельного человека, который будет все курировать. Это достаточно затратно, поэтому многие просто меняют такую схему на взаимодействие со школой-партнером, которая будет координировать все процессы от организации тестирования до выдачи сертификатов, а также будет отвечать за единые стандарты и качество, оперативно заменять преподавателей в случае необходимости. В нашей практике немало клиентов стали работать с «Глобус Интернешнл» именно на этапе внедрения новой системы обучения иностранным языкам (смены системы, при которой частные преподаватели обучали сотрудников).

А что говорит бизнес?
Надежда Масалева, HR Generalist Akvelon Ivanovo:
«Поскольку мы являемся аутсорсинговой компанией, и все наши клиенты находятся на Западе, английский — это наш рабочий язык. Поэтому курсы английского мы у себя в офисе ввели еще 3 года назад, перепробовав множество разных вариантов — работали с языковой школой, с частным преподавателем, и, наконец, пришли к выводу, что надо брать преподавателя в штат (он также сотрудничает с одной из языковых школ, но является нашим сотрудником). Как показал опыт, лицензия вовсе не говорит об уровне преподавания, а языковые школы часто страдают тем, что не учитывают специфику компании и вообще корпоративного образования. Возможно, нам просто не повезло».

LV: Проверяют ли заказчики квалификацию преподавателя? Или это полностью ваша ответственность?

А.Т.: Для компании достаточно непросто проверить степень квалификации педагога. Поэтому наиболее оптимальный вариант – это взаимодействие с компанией-провайдером, которая производит тщательный отбор преподавателей. В нашем языковом центре трехступенчатая система отбора преподавателя:
— собеседование,
— тестирование на уровень владения языком,
— проведение пробного занятия как показатель степени профессионализма в области методики.

Преподаватели, прошедшие все этапы отбора, в дальнейшем должны посетить вводные тренинги.

LV: Какие форматы обучения языку, помимо традиционных уроков, используете (деловые клубы, тренинги на английском и т.д.)?

А.Т.: Последнее время к классическому очному формату компании подключают и другие – это проведение тематических разговорных клубов, проведение киноклубов, дебатов на английском языке. В качестве дополнительной мотивации проводятся тренинги на английском на отработку определенных деловых навыков, таких как «ведение переговоров», «бизнес-переписка» и другие. Мы предлагаем интересные тренинги с нашим генеральным директором на различные темы, такие как Art of Persuasion, Conflict Management и другие.

corporate_english3

Источник иллюстрации: pixabay.com

LV: Как заказчики мотивируют сотрудников посещать занятия? Или все на добровольной основе?

А.Т.: В разных компаниях существуют различные системы мотиваций. В ряде компаний мотивацией является использование языка, как рабочего инструмента, т.е. сотрудник, который занимается и повышает свой уровень, улучшает свой уровень взаимодействия по рабочим вопросам.

В других компаниях существует комбинация систем оплат. Например, компания платит за сотрудников, а по результатам окончания курса, если сотрудник пропустил определенное количество занятий и не сдал итоговый экзамен успешно, возвращает от небольшого процента до полной стоимости обучения. Обычно заключается ученический договор, где прописывается, что при недостижении результатов, стоимость обучения удерживается из заработной платы сотрудника. И наоборот, в некоторых компаниях сотрудники платят за свое обучение, а по окончанию курса при хороших показателях (высокой посещаемости и высоком результате теста) компания компенсирует частично или полностью стоимость обучения.

LV: Как оцениваете эффективность занятий и уровень знаний учащихся? И оцениваете ли вообще?

А.Т.: Оценка уровня знаний – очень важный этап в обучении в любой сфере. Это своего рода аудит. Иначе обучение превращается в бесконечный процесс, где ни сотрудник не понимает своего прогресса, ни компания не может измерить результат вложений. Поэтому мы обязательно в процессе обучения проводим регулярное тестирование студентов, которое показывает прогресс и усвоение материала. Все результаты тестирования предоставляются в компанию в форме сводной таблицы, которую можно анализировать и на основании которой обычно принимается решение относительно следующего курса обучения каждого сотрудника.

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!