КАК ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Владение иностранным языком дает не только возможность получить интересную работу, повышение в должности и зарплате, свободу общения в зарубежных поездках, но и здоровье. Ученые давно пришли к выводу, что именно изучение языков помогает отодвинуть наступление старческой деменции и болезни Альцгеймера на более поздний срок, а то и вовсе их избежать. Но как быть, если языки не даются или даются тяжело?

 

Что делать, если не хватает усидчивости? Если при чтении текста внимание вдруг улетучивается не понятно куда и смысл прочитанного невозможно восстановить? Что делать, если слова не хотят запоминаться? Если во время занятий все время хочется отвлечься на посторонние дела? И даже беседуя с преподавателем, вы отключаетесь, теряете нить разговора и перестаете слышать собеседника?

 

Кто-то склонен объяснять эти симптомы банальной ленью и отсутствием волевых усилий. Кто-то считает рассеянностью, в основе которой лежат усталость и постоянный стресс. Однако причина может оказаться гораздо серьезнее. И хотя в нашей медицине синдром дефицита внимания (СДВ) считается детским диагнозом, он может проявляться и во взрослом возрасте.

 

«Заметить человека с СДВ не составит труда — он рассеян, суетлив, тревожен, сам себе на уме. Делает много дел, везде хочет успеть, со всеми пообщаться, но на выходе имеет ноль. Такие люди тяжело учатся и с трудом коммуницируют в коллективе. Поэтому освоить иностранный язык, как и вообще что-то новое, им довольно сложно, практически невозможно. Чтобы выучить новое, им нужна колоссальная мотивация», — рассказывает Люцина Лукьянова, врач-психотерапевт.

 

«С возрастом большая часть симптомов проходит и поведение компенсируется», — считает Николай Французов, нейропсихолог, методолог, научный сотрудник сервиса для развития внимания, памяти, мышления «Викиум». – «Это связано с тем, что человек становится субъектом деятельности и за счет этого опосредует свое поведение. То есть, использует инструкции, правила, стратегии, алгоритмы, план действий, все то, что позволяет регулировать свое поведение и повысить контроль. Помимо этого, происходит дозревание мозговых структур, а именно лобных отделов, отвечающих за программирование, регуляцию и контроль за выполнением психической деятельности.

Но стоит отметить, что у взрослых все же остаются трудности, связанные с нарушенным функционированием внимания. Так, проблемы могут возникать в ситуациях, в которых нужно одновременно решать несколько задач, прогнозировать результат и планировать, организовывать свое время и деятельность».

 

Именно это и требуется при изучении иностранных языков. Важно не просто выучить несколько сотен слов, а каждый раз концентрироваться на решении многоуровневых задач – какой смысл хотим передать, какие слова и выражения для этого больше всего подойдут, какие грамматические конструкции использовать и т.д. И проделывать все это в условиях ограниченного времени. Ведь никто не будет ждать часа полтора пока человек соберется и ответит на прозвучавший на занятии вопрос.

 

Да и за пределами учебной аудитории нужно уметь организовывать свое пространство и время, чтобы иметь возможность заниматься регулярно и продуктивно. Иначе язык не выучить. Соответственно, действовать нужно сразу в двух направлениях: избавляться от СДВ и учить язык.

 

Как же взрослому человеку справиться с недугом и освоить иностранный язык?

 

Люцина Лукьянова подчеркивает, что людям с СДВ нужна колоссальная мотивация для того, чтобы выучить что-то новое, им на порядок сложнее учиться, чем всем остальным: «Вообще, такие люди устают сами от себя и с ними очень тяжело работать, учить — тем более. Им можно порекомендовать обратиться к психотерапевту, чтобы поменять свои поведенческие реакции. Наличие или отсутствие медикаментозного лечения будет зависеть от конкретного пациента».

 

И здесь, как никогда становиться важным поиск «своего» преподавателя. Того, кто будет не просто рассказывать о правилах грамматики и предлагать упражнения для закрепления материала, а создавать яркую, интересную и увлекательную атмосферу на каждом занятии. «Новое, яркое, необычное и вызывающее эмоциональный отклик позволяет людям с СДВ на длительное время сосредоточить внимание» — отмечает Николай Французов.

 

«СДВ у взрослых успешно лечится арт-терапией и вообще, искусством. Одной из причин возникновения СДВ я считаю захламленность внутреннего пространства или попросту накопившиеся и неотреагированные эмоциональные травмы. Арт-терапия помогает расслабиться и отвлечься, стать собой. Когда человек встречается с собой, то он может «разжать» спрессованные десятилетиями внутренние пружины. Человек может отреагировать свою напряженность, гнев в процессе рисования, танца, во время лепки из глины. Отчего часто на таких сеансах самые успешные и серьезные взрослые плачут или истерически смеются. И это нормально», — рассказывает арт-терапевт, арт-коуч Катерина Куликова.

 

Выбирая для себя программу изучения иностранного языка, людям с СДВ лучше отойти от стандартных вариантов, фокусирующихся только на языковых аспектах. На рынке существует достаточно большое предложение курсов, которые помогут освоить язык через путешествия, искусство, культуры зарубежных стран и т.д. Главное, выбрать для себя тему в соответствии со своими интересами и увлечениями.

 

Увлечения могут оказать на нашу жизнь огромное влияние. «Лично мое интересное наблюдение: люди, влюбившиеся или нашедшие партнера, интенсивно и регулярно занимающиеся сексом, моментально излечиваются от СДВ», — делится Катерина Куликова. Кстати, любовь считается одним из самых сильных мотиваторов для изучения иностранных языков. Как правило, люди, нашедшие свою вторую половинку за рубежом, учат иностранный язык в разы быстрее.