START DEUTSCH A1: КАК СПРАВИТЬСЯ С АУДИРОВАНИЕМ?

Мы продолжаем цикл статей, посвященных подготовке к экзамену по немецкому языку Start Deutsch A1.

В статье подробно рассмотрим раздел «Аудирование» и познакомим вас с содержанием этой части экзамена, с ключевыми критериями оценивания и, главное, стратегиями выполнения заданий из раздела.

Если вы еще не успели прочесть первую статью из цикла, начните с нее:

Start Deutsch A1: как избежать неожиданностей на экзамене

Организационные моменты

Как правило, экзамен начинается с аудирования. Поэтому опаздывать на него категорически нельзя. Повторно включать аудиозаписи для опоздавших экзаменатор не будет.

Время выполнения: около 20 мин.

Содержание

Часть 1 содержит шесть коротких фрагментов разговоров, в которых люди общаются друг с другом. По каждому из фрагментов нужно ответить на вопрос. Выбрать один правильный вариант ответа из трех предложенных: a, b, c. Каждую беседу вы слушаете два раза. Варианты ответов сопровождаются графическими изображениями.

Во 2 части вы прослушаете четыре объявления или информационных сообщения. Это типичные анонсы, которые можно услышать, например, на вокзале или в аэропорту. В этом задании вам нужно решить, верно или неверно утверждение (richtig/falsch). Каждый текст вы слушаете только один раз.

В 3 части вы слушаете пять сообщений по телефону. По каждому сообщению задан вопрос. Выберите один правильный вариант ответа из предложенных a, b, c. Каждое сообщение вы прослушаете по два раза.

Оценивание

За каждый правильный ответ раздела «Аудирование» вы можете получить один балл, итого максимально 15 баллов.

Даже если вы не знаете правильного ответа, поставьте крестик в одном из вариантов. Не оставляйте пустых мест в бланке ответов!

А теперь проверьте себя, насколько хорошо вы представляете, как выглядят задания данного раздела. Соотнесите задание и часть раздела «Аудирование» в тесте.

Стратегия выполнения заданий части 1 аудирования

Шаг 1

Сначала (за несколько секунд перед прослушиванием) вы пробегаете глазами вопрос и ответы к нему.

Шаг 2

Определите, что может являться темой диалога, где может происходить ситуация.

Здесь вам помогут картинки к заданию.

Шаг 3

Вы прослушиваете один раз задание, выбираете ответ. При повторном прослушивании вы либо удостоверяетесь, что действительно верно вы услышали, либо понимаете, что были не правы, и выбираете другой ответ.

Совет 1: в Части 1 аудирования чаще всего встречаются цифры, связанные с ними даты, обозначение времени. Повторите эти темы накануне.

Совет 2: как вы помните, в немецком языке двузначные числа, начиная с 21 называются справа налево. Чтобы не запутаться на экзамене, вы можете совершенно спокойно при прослушивании текстов записывать числа справа налево на черновике, чтобы потом быстрее сориентироваться в выборе варианта ответа.

Совет 3: в тексте обязательно будут незнакомые для вас слова. На них не нужно обращать внимание. Ваша задача — сконцентрироваться на вопросе и вариантах ответа и слушать только относящуюся к ним информацию.

Пример:

Задание: Wie spät ist es?

Вы слышите следующий текст:

-Ach, ist der Tag lang heute!

-Ja, hoffentlich ist bald Schluss.

-Hoffentlich. Wie viel Uhr ist es denn?

-Gleich drei.

-Was, erst?

Слова hoffentlich, Schluss, bald вам в данном случае не интересны для ответа на вопрос, поэтому даже если вы их не знаете, вы можете выбрать правильный вариант ответа. Вы концентрируетесь на вопросе (перефразированном) Wie viel Uhr ist es denn? и последующем ответе Gleich drei.

Совет 4: тексты именно этой части диалогичны, поэтому нужно переключать “слуховое” внимание между говорящими. Кроме того, разговоры происходят в естественной ситуации, на фоне бытового или уличного шума, а также в естественном (довольно быстром) темпе речи.

Стратегия выполнения заданий части 2 аудирования

Шаг 1

Внимательно прочтите задание перед прослушивание.

Например, Ein Kilo Äpfel kostet 2 Euro 30.

Шаг 2

Подчеркните ключевые слова.

Ein Kilo Äpfel kostet 2 Euro 30.

Шаг 3

После прослушивания сразу отметьте вариант верно или неверно. Повторного прослушивания не будет!

Стратегия выполнения заданий части 3 аудирования

Шаг 1

Сначала внимательно прочитываете задание и варианты ответов, чтобы понять, на чем концентрироваться при прослушивании.

Пример:

Wann fährt die S-Bahn zum Bahnhof

  1. Um 12.20 Uhr
  2. Um 12.12 Uhr
  3. Um 12.21 Uhr

Шаг 2

Подумайте, что является темой сообщения. Выделите ключевые слова. Здесь важны вопросы, написанные во фразе (задании). Если стоит вопрос Wann…_?, значит концентрируетесь при прослушивании только на информации про «когда». Всю остальную пропускаете.

Шаг 3

Прослушиваете первый раз, обращая внимание на ключевые слова. Выбираете правильный вариант ответа, отмечаете его в черновике (Kandidatenblatt).

Шаг 4

Прослушиваете второй раз, подтверждаете выбранный вариант ответа или, если были сомнения, решаетесь на другой вариант ответа.

Совет 1: как вы уже поняли из примера, варианты ответов различаются лишь 1-2 цифрами. Поэтому вам еще перед первым прослушиванием при беглом просмотре вариантов ответов надо понять, где «подвох», какую разницу вы должны услышать.

Общие рекомендации

  • Не нужно пытаться стенографировать все аудиотексты, то есть записывать все, что вы слышите, чтобы потом якобы правильнее выполнить задания. Во-первых, вы просто не разберете потом сделанные дрожащей рукой каракули. Во-вторых, вы легко перепутаете, к какому заданию какой текст относится. В-третьих, у вас просто не будет на это времени. Сразу после аудирования наступает время другой части экзамена.
  • Важно не заучивать наизусть предложенные стратегии, а отработать их, проговаривая вслух каждый шаг, на тренировочных заданиях самостоятельно, с преподавателем или на онлайн-курсе.
  • Все ответы сначала отметьте в вашем Kandidatenblatt, либо на черновике, и только потом после всего раздела перенесите их в бланк ответов Antwortbogen.

Тренировочные тестовые задания на аудирование вы можете найти в пособиях по подготовке к экзамену Mit Erfolg zu Start Deutsch A1, Prüfungstraining Start Deutsch A1, Fit fürs Goethe-Zertifikat A1 и на сайте Гёте-Института.

Авторы: Анастасия Никулина и Екатерина Зотова @nikulina_anastasia,  linguafitnessstudio.com