ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ БИЗНЕСА

Несмотря на развитие и доступность онлайн сервисов типа Google Translate, интерес к изучению иностранных языков не только не уменьшается, но движется в прямо противоположном направлении.

С одной стороны, этому способствует развитие рынка труда. Знание иностранных языков уже сейчас повышает шансы кандидата на трудоустройство и, по прогнозам экспертов, сохранит за собой позиции одного из самых востребованных навыков в будущем.

С другой стороны, намерение Министерства образования ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку с 2022 года, обяжет подрастающие поколения изучить язык хотя бы на уровне, достаточном для сдачи экзамена.

На этом фоне школа иностранных языков представляется многим заманчивым бизнесом. Но так ли все легко? С какими подводными камнями придется столкнуться в процессе? Давайте попробуем разобраться.

Целевая аудитория

Первое, с чего стоит начинать разработку концепции школы, с определения целевой аудитории. Кто ваши ученики? Это дети младшего возраста и школьники? Или вы планируете обучать иностранным языкам взрослых?

Если ваш инвестиционный капитал на открытие школы ограничен, лучше максимально сузить аудиторию, выбрав, к примеру, только одну категорию учащихся. Так вы сможете более эффективно настроить образовательный процесс, запустить рекламу и привлечь потенциальных учеников в школу.

А уже потом можно будет постепенно наращивать мощности, расширять предложение и выходить в новые сегменты целевых аудиторий.

“Я открывала свою первую онлайн школу русского языка как иностранного Russificate в 2012 году. В то время было много иностранцев, которые хотели учить русский язык. Со временем поток резко сократился в связи с конкуренцией со стороны открывшихся школ и частных преподавателей, а также в связи с политико-экономической ситуацией в мире.

Мне кажется, что лучше работать с клиентами со всего мира и с разными языками, тогда возможности значительно расширяются. Именно на это я рассчитывала, открывая свою вторую школу Language Life. В ней можно изучать более 50-и языков с профессиональными педагогами.

И, наконец, неплохо работают школы, рассчитанные на конкретные узкие ниши. Например, наша третья школа Russificate Kids связана с преподаванием русского языка и других предметов двуязычным детям, живущим за границей», — рассказывает Юлия Амлинская, руководитель онлайн-школ Russificate, Language Life и Russificate Kids.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Выбираем формат: онлайн или офлайн

Вам также необходимо ответить на вопрос, будет ли это обычая школа или, все-таки, виртуальная. По прогнозам экспертов, рынок онлайн образования развивается стремительно, а вот офлайн формат удобен уже, увы, не всем. К тому же, среди офлайн школ конкуренция на порядок выше.

Тем не менее, оба типа школ продолжают существовать на рынке и привлекают свою аудиторию.

Для офлайн школы потребуется помещение с возможностью организации учебных классов. Если вы планируете обучать детскую аудиторию, необходимо предусмотреть также «зал ожидания» для родителей и сопровождающих лиц. Они точно будут толпиться у вас в приемной, ожидая окончания занятий и собственных чад.

Со взрослой аудиторией такое пространство обычно не требуется. Достаточно уютной зоны ресепшн с несколькими посадочными местами для тех, кто пришел на занятие заранее. Взрослые, как правило, более ограничены во времени и приходят либо строго к началу, либо, увы, опаздывают.

Для онлайн школы необходимо определиться с тем, как технически будет выстраиваться процесс преподавания. Будете ли вы использовать уже имеющиеся сервисы типа Skype или Zoom, или займетесь разработкой собственной учебной платформы?

«В офлайн школах есть ограничения, связанные с площадью помещения, которое так или иначе лимитирует количество обучающихся. Локация для продвижения в офлайне также будет играть важную роль. Онлайн бизнес лишен этих забот. А любой избыток спроса решается дополнительным наймом преподавателей.

Однако и в офлайне есть определенные плюсы. Первый из них — это спокойствие родителей, если говорить о несовершеннолетних студентах. В школе формируется эмоционально безопасная атмосфера. У ребенка появляется место, в котором он развивается, растет, сюда ему хочется возвращаться. Это выход за пределы онлайн пространства в реальную жизнь. Здесь человек общается с новыми людьми, приобретает опыт очной коммуникации. Опять же стать частью общественной жизни города могут только офлайн школы.

Но, с другой стороны, никто не запрещает в одном бизнесе совмещать оба направления — с открытием школы иностранных языков развивать образовательные программы в онлайн пространстве»,- комментирует Наталья Кузнецова, директор и владелица центра иностранных языков «Хиллз».

Преподавательский состав

Если вы планируете нанимать преподавателей иностранного языка, вам потребуется оформить лицензию на образовательную деятельность.

А далее отладить процесс поиска и отбора кадров. Для этого нужен методист, владеющий иностранным языком, который будет преподавать новый сотрудник, и разбирающийся в методиках преподавания. Иначе оценить квалификацию очередного кандидата достаточно проблематично.

Обычный тест для кандидата в преподаватели иностранного языка состоит из следующих частей: собеседование на языке, тест по грамматике, демо урок (либо фрагмент урока). Это — если вам нужно выбрать действительно стоящих специалистов.

Часто школы (для повышения собственного статуса) приглашают носителей языка на работу. Однако нужно помнить, что далеко не все носители языка являются классными преподавателями и могут достойно преподавать на разных уровнях. Конечно, это «средняя температура по больнице». При желании, найти нужного человека всегда можно.

Не обольщайтесь, носителя тоже надо тестировать и слушать. Там один только акцент чего может стоить.

Помимо списка кандидатов, которых вы готовы пригласить на работу, хорошо заготовить еще и резервный список. В него войдут те, кто успешно прошел собеседование, но пока не может сотрудничать с вами в силу разных причин (нет для него/нее нагрузки пока, не совпадаете по графикам и т.д.).

Рынок иностранных языков достаточно гибкий. Здесь все время что-то — расписание, загрузка преподавателей и классов – меняется.

Резервный список сэкономит вам время и усилия, когда нужно будет срочно найти замену заболевшему преподавателю или тому, с кем вы вдруг решите расстаться.

«При наборе сотрудников на первый план выходят профессионализм и педагогический талант, то есть способность делиться знаниями, быть в контакте с учениками. Нанимать стоит только тех людей, с которыми будет комфортно работать. У каждого степень комфорта разная: одни ценят прагматиков, другие выбирают более душевное общение. В этом вопросе следует ориентироваться только на собственные ощущения», — рекомендует Наталья Кузнецова.

 

Оплата труда преподавателей

Зарплата преподавателю складывается из разных параметров. Это может быть средняя ставка по рынку плюс надбавка за квалификацию преподавателя. Чем выше и уникальнее последняя, тем дороже вам могут обойтись услуги преподавателя.

Зарплата преподавателя может рассчитываться, исходя из вашего бюджета на эту деятельность. Немалую роль в этом вопросе играют ваши амбиции по монетизации деятельности школы.

«Мы выбрали для себя медленное развитие бизнеса на основе потока клиентов, так как брать высокую комиссию с преподавателей нам кажется неэтичным, несправедливым и неправильным в отношении мотивации», — делится Юлия Амлинская.

Источник иллюстрации: pixabay.com

Количество групп и расписание занятий

Расписание занятий напрямую зависит от вашей целевой аудитории. Так, если ваша школа предназначена для взрослых, занятия в вечернее время и по выходным привлекут максимальное количество учащихся. А вот в утренние и дневные часы классы могут пустовать.

Количество групп зависит от набора. А набор, в свою очередь, от успешности вашей рекламной кампании.

Наталья Кузнецова: «Безусловно, одним из основных инструментов привлечения служит интернет в самом широком понимании. Это и seo-продвижение, чтобы оказаться в первых строчках поисковиков, регулярное наполнение страниц в социальных сетях, общение с учениками и потенциальными клиентами.

Хорошо работают сайты-купонаторы с точки зрения привлечения новых посетителей на сайт. То есть с финансовой стороны ожидать потока клиентов от работы с купонаторами не стоит, а вот поднять сайт на несколько пунктов в поиске вполне реально.

Работают партнерские программы — с торговыми и бизнес-центрами, интеграция с городскими мероприятиями, имеет смысл уделять внимание аудитории, которая приходит вместе с педагогами, важно позаботиться о наружной рекламе, продумать фасад, который будет привлекать.

Не советовала бы тратить ресурсы и средства на размещение на подъездных щитах, массовое распространение полиграфии через почтовые ящики и прочее».

 

Подводным камнем может стать еще и количество учащихся в группе. Для владельца школы выгоднее комплектовать группы более плотно – человек по 10-12. Так и классы школы задействуются более эффективно, затраты на преподавателей ниже, а прибыль, соответственно, выше.

И хотя такое количество человек в группе кажется вполне адекватным, сами учащиеся могут посчитать это существенным недостатком – язык «в толпе» учится сложно, увы. Особенно во взрослой аудитории.

 

Методика преподавания и учебный материал

Вы выберете мульти- или моно языковой подход для вашей школы? Что значит, в вашей школе будут преподаваться несколько иностранных языков или только один? В чем будет заключаться особенность вашей школы?

«В первую очередь перед открытием школы стоит определиться, что называется, с идеологией бизнеса. Необходимо сформулировать ценности, понять, какими конкретно знаниями и в каком формате будем делиться:

-готовим к экзаменам;

-учим общаться;

-даем серьезную лингвистическую базу;

-делаем ставку на живое общение с носителями языка из разных стран, а все остальное добавляем опционально», — считает Наталья Кузнецова

Что касается методики, то это подводный камень еще тот, как для школы, так и для желающих овладеть языком.

Зачастую фокус на какой-то конкретной методике – это дань моде. Не более того. Ибо приходят на вывеску школы, на раскрученную методику, на отзывы, а уходят от конкретного преподавателя.

Отсюда вывод: лучше больше внимания уделить подбору профессиональных кадров, владеющих разными методиками преподавания, а не раскручивать школу в привязке к конкретной методике.

В обучении иностранным языкам индивидуальный подход, умение делиться накопленными знаниями играет куда более важную роль, чем название методики.

 

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!