КАК «ВЫНЕСТИ» ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ОТ НОСИТЕЛЯ

Иван Сергеевич заглянул ко мне не случайно. По рекомендации. Чаще именно так и случается. Люди приходят от безысходности, как им кажется. Они немного нервничают и смущаются. Как же, взрослые люди, а опять учиться. Ну сколько можно, пора бы уже и прекратить в самом деле. Но у Ивана Сергеевича на кону стояло повышение и карьерный рост. Его прекращать совсем не хотелось.

 

По этой причине мужчина сидел напротив меня и сбивчиво рассказывал, что английский ему, в принципе, не нужен. Книг он этих в оригинале читать не собирается, фильмов ему и без языка хватает, а отпуск он лучше на даче с шашлыками проведет или вон в Крым к друзьям сгоняет.

 

Ему нужна была должность. Нет, не так – ДОЛЖНОСТЬ. А она требовала английского. Чтобы был. Если не свободный, то хоть средний. У Ивана Сергеевича какой-то в наличии имелся – то ли со школьной скамьи по забывчивости вынесенный, то ли с институтской. Уже не важно.

 

Важно, что он вложился (как он сам заявил) в язык. Причем, сразу, как только появилась первая надежда на должность. Нашел носителя, регулярно посещал занятия и щедро их оплачивал. Только все безрезультатно как-то.

 

«Я вот сам понимаю, что ерунду говорю. А он улыбается и кивает, мол продолжай-продолжай. А мне надо собеседование проходить и на переговорах там потом… Ни программы никакой. Ни даже учебника не брали. Каждую встречу только вопрос-ответ, вопрос-ответ. Правильно говорю или нет, так и не понял. Хоть бы список фраз каких дал…», —  делился Иван Сергеевич своим печальным опытом.

 

Занятия с носителем уже давно возведены в ранг «волшебной таблетки» в нашей стране. Спросите любого, как лучше выучить иностранный язык, и вы незамедлительно получите ответ – «найдите носителя». Но вот какого носителя искать и на каком этапе изучения, об этом, почему-то не говорят.

 

А надо бы.

 

Взрослые люди не впитывают язык только то того, что рядом с ними сидит носитель. Такая история возможна только в младенчестве и раннем детском возрасте. Если восемь лет вам уже было, навык, увы, безвозвратно утрачен.

 

На ранних стадиях изучения языка взрослому человеку вообще противопоказано самостоятельно искать себе носителя и заниматься с ним.

 

Во-первых, откуда вы знаете, тому ли он вас научит? Вдруг, вместо английского вы получите что-то еще? И настолько ли хорошо вы можете отличить один акцент от другого, грамотную речь от неграмотной?

 

Во-вторых, такие занятия – это как говорить с зарубежным радио – ничего не понятно, но вещает знатно.

 

В-третьих, хорошо бы, у носителя было образование, дающее ему право преподавать язык. И дело не в праве, а в том, насколько хорошо он сам знает язык и может объяснить его тонкости другим. Удивлены? А вы насколько хорошо владеете русским языком? Каждую ли грамматическую особенность можете объяснить доступным языком прямо сейчас? Вот то-то и оно.

Если вам нужно не просто пустить себе пыль в глаза, дескать я с иностранцем могу общаться, а требуется выучить язык, то с поисками носителя тоже стоит повременить.

 

Носители, как ни странно, менее щепетильны в отношении языка. Часто приходится слышать от их бывших студентов, что «он не исправлял мои ошибки», «он не говорил, как правильно, а просто поддерживал со мной беседу». Это все так.

 

Ибо у носителей иное восприятие языка, чем у их отечественных коллег. Если наших преподавателей учат видеть, слышать и искоренять ошибки, то носители к ним, ошибкам, относятся более терпимо.

 

С одной стороны, многие придерживаются принципа «если я его понимаю, то и другие поймут». Зачастую носители оценивают вашу способность говорить не с точки зрения чистоты и правильности языка, а на уровне «понял – не понял».

 

Ошибки еще не исправляют по причине ложной установки in order not to discourage – чтобы не отбить у вас желание изучать язык, дескать. Что тут сказать? Старайтесь иметь дело с профессиональными преподавателями. Они знают, как и ошибки подправить, и ваш интерес к изучению языка не уронить.

 

С другой стороны, часть ошибок носители, в принципе, не способны расслышать. Причина такому явлению не в том, что у них слух плохой или вы говорите очень тихо. А в том, что они воспринимают ваши слова не по отдельности, а в контексте. Следовательно, обращают больше внимания на общий смысл сказанного, а не на конкретные детали. И работают, соответственно с общим смыслом сказанного, а не с языковой точностью.

Про отсутствие программы обучения, учебников и т.д. даже говорить не буду. Это все – показатель квалификации педагога. Либо он способен разработать для вас индивидуальный план обучения и объяснить, почему язык будем изучать именно так, а не иначе, и как такой подход позволит добиться поставленной цели. Либо вы приходите к нему просто поговорить. А это – языковая практика, но никак не полноценное обучение языку.

 

Но если ваш уровень владения языком уже достиг отметки «выше среднего», то впору дополнить традиционные занятия уроками с носителем. Ключевое слово здесь – дополнить! Только нужно определить, что конкретно вы хотите от этих занятий, найти соответствующего преподавателя и обговорить с ним план вашего языкового развития.

 

Что можно хотеть от занятий с носителем?

 

  • Развития устной речи и наработку навыка спонтанной речи (имитация разговорной среды)

Именно этого может не хватать на занятиях с отечественными преподавателями. Для того, чтобы действительно поверить, что вы можете говорить на иностранном языке, нужна среда, располагающая к спонтанности общения. Надо вырваться за рамки привычного учебника, стандартных упражнений и «пойти в поля» — обсуждать то, что нравится, спорить, рассуждать, аргументировать и т.д. И носитель будет для такой практики более, чем полезен.

 

Совет: постарайтесь найти не просто носителя, а человека, чей уровень восприятия жизни, чьи интересы схожи с вашими. Нам гораздо легче общаться с теми, кто похож на нас по темам, которые нам близки. Вы и сами не заметите, как языковой барьер (если вдруг он есть) сойдет на нет.

 

  • Коррекции произношения

Для начала стоит определиться, а какое произношение вам нужно заполучить? Вариантов может быть масса, а их производных – еще больше.

 

Планируете часто бывать в Штатах? Штудируйте фонетические особенности американской версии английского языка.

 

Если же ваш ориентир «старая, добрая Англия», возьмите на вооружение received pronunciation – британское нормативное произношение. Именно с таким акцентом в Великобритании говорят люди, наделенные властью, деньгами, полномочиями, славой… список можно продолжать. Не в нем суть. Основная суть в том, что ваше произношение позволит вам тоже сойти за человека статусного и уважаемого (пока вы не возьметесь доказывать обратное, ну если вдруг:)).

 

Дело за малым, найти носителя с нужным вам произношением.

 

Совет: имейте в виду, брать надо «готовый продукт» — ни один носитель не будет подстраиваться под вас и имитировать нужное вам. Он должен уже ИМЕТЬ это произношение.

 

  • Понимания стилистических различий языка

 

Далеко не каждый носитель русского языка в состоянии вам внятно объяснить разницу между Московской и Ленинградской языковыми школами, особенности вологодского наречия или, если уж совсем простой вариант, разницу между литературным и деловым языком. Тут действительно потребуется профессионал своего дела. Со стилистикой иностранных языков дело обстоит точно так же. Ищите того, кто разбирается в тонкостях языка, тестируйте. И обязательно найдете.

 

И еще одна рекомендация: время от времени меняйте носителя и занимайтесь с разными людьми. Наш мозг со временем адаптируется к одному и тому же человеку, к одному и тому же произношению. Вы будете с легкостью понимать конкретного человека, а диалог с другими людьми может по-прежнему даваться с трудом.

 

Когда вы общаетесь с разными людьми на иностранном языке, ваш мозг «не залипает» на одном, а учится лавировать в многообразии. В том, с чем вам действительно придется иметь дело за пределами учебной аудитории.

 

Антонина Коробейникова, редактор Lingvovisor.ru, лингвист, маркетолог. Свободно владеет английским, говорит на немецком и турецком языках.

При полном или частичном копировании статей ссылка на сайт lingvovisor.ru обязательна!